Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Чудеса с точки зрения католической церкви

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-2-30-169-182

Аннотация

В статье рассматривается концепция чуда с точки зрения католической церкви. Прослежена эволюция развития эмоционального отношения к этому феномену: от страха к трепету и любопытству, ведущему, с одной стороны, к мифологизации религиозного опыта, а с другой — к попыткам философского объяснения чудесного на фоне увеличения удельного веса рациональных подходов к событиям повседневности (последнее сопряжено также с усилением социальной роли науки и технологий). Актуальность исследования обусловлена большим влиянием католической церкви в современном мире, что требует не только внимательного отношения к обновлению повестки, на которой строится послание этой церкви своей пастве, но также предполагает детальный разбор «вечных» вопросов, лежащих в основе католической проповеди, тех базовых концептов, на которых она строится. Чудо относится именно к таким базовым концептам, выступая вместе с тем одним из ключевых явлений, связанных с католическими ценностями. С помощью категориального и дискурсивного анализа, а также метода тематического исследования в работе освещается теологическая интерпретация чудес, проводится различие между официальными христианскими доктринами и народными религиозными практиками. Исследуется процесс институционализации религии и значение чудес в контексте католицизма, подчёркивается их роль для верующих, перед которыми чудеса предстают в качестве божественных откровений и знаков сверхъестественного. В статье обсуждаются богословские взгляды на чудеса таких мыслителей, как Августин и св. Фома Аквинский, которые акцентировали роль чуда как свидетельства о вере и воскресении. Описаны современные примеры чудес, признанных католической церковью, — например, чудеса в Лурде, а также события, связываемые с такими личностями, как святой падре Пио и Карло Акутис. Обсуждается процесс канонизации и феномен стигматов. Дискуссия распространяется на философские споры о чудесах; рационалистическая критика феномена чудесного со стороны таких «отцов» философии свободомыслия, как Дэвид Юм и Барух Спиноза, противопоставляется повышенному религиозному значению, приписываемому чудесным событиям в народном сознании и теологическом дискурсе. Также в статье критически рассмотрена позитивистская точка зрения, основанная на тезисе превосходства науки как формы знания, и тем самым требующая подчинения религии разуму и науке. Выделен непреходящий характер уважительного отношения к одобряемым христианской церковью чудесам в религиозно ориентированном дискурсе, причём это уважение не смогли поколебать несколько веков научных достижений. В заключение обоснован тезис о витальной необходимости воссоединения современного человека со сферой чудесного, религиозного и метафизического, подкрепляющей его готовность противостоять секуляризации (интерпретируемой как одна из форм отказа от поисков человеком духовного измерения своей жизни). Не только с позиций теологии, но также с точки зрения религиозной философии, не является бессмысленным утверждение о том, что тайна и трепет могут наполнить жизнь смыслом, а чудо — задавать вектор движения к высокой цели, наглядно связывая поиски такого смысла с его духовным и телесным воплощением.

Об авторах

М. Чандраканнел
Команда комплексного развития Северо-Восточной Индии
Индия

Мэтью Чандраканнел — доктор философских наук, профессор, генеральный директор 

795129, Манипур, Хенгбунг, Кангпокпи (Индия) 



М. С. Лютаева
Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
Россия

Мария Сергеевна Лютаева — кандидат философских наук, доцент кафедры философии и религиоведения

600000, Владимир, ул. Горького, 87 (Россия)



Список литературы

1. Арнаутова Ю.Е. «Истинные» и «ложные» чудеса глазами средневековых авторов: границы средневековой веры в чудо // Одиссей: человек в истории. — 2023. — Т. 30, № 1. — С. 5–34. https://doi.org/10.32608/1607-6184-2023-30-1-5-34

2. Арнаутова Ю.Е. Колдуны и святые: Антропология болезни в средние века. — Санкт-Петербург: Алетейя, 2004. — 398 с.

3. Ле Гофф Ж. Герои и чудеса средних веков. — Москва: Текст, 2011. — 220 с.

4. Островская Е.А. Религиозная модель общества: Социологические аспекты институционализации традиционных религиозных идеологий. — Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. — 377 с.

5. Рыжакова С.И. Чудо: опознание, описание, отношение // Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. — 2020. — № 3. — С. 11–39. https://doi.org/10.28995/2658-4158-2020-3-11-39

6. Carrel A., Lindbergh C.A. The Voyage to Lourdes. — Garden City: Catholic Family Book Club, 1956. — 447 p.

7. Castelli F., Messori V. Padre Pio Under Investigation: The Secret Vatican Files. — San Francisco: Ignatius Press, 2011. — 311 p.

8. Comte A. The Positive Philosophy of Auguste Comte. Vol. 1. — Cambridge: Cambridge University Press, 2009. — 524 p.

9. Dalarun J., Cusato M.F., Salvati C. The Stigmata of Francis of Assisi: New Studies, New Perspectives. — New York: Franciscan Institute Publications, 2006. — 108 p.

10. Dawkins R. The God Delusion. — London: Black Swan, 2016. — 496 p.

11. Dawkins R. The Selfish Gene. — Oxford: Oxford University Press, 2016. — 464 p.

12. Dennett D.C. Breaking the Spell: Religion as a Natural Phenomenon. — London: Penguin Books Limited, 2007. — 464 p.

13. Dennett D.C. Darwin’s Dangerous Idea: Evolution and the Meanins of Life. — New York: Simon & Schuster, 1996. — 586 p.

14. Durkheim E. Elementary Forms Of The Religious Life. — New York: Free Press, 1995. — 464 p.

15. Durkheim É. Sociology and Philosophy. — New York: Free Press, 1974. — 97 p.

16. Gori N. Carlo Acutis: The First Millennial Saint. — Huntington: Our Sunday Visitor, 2021. — 144 p.

17. Hawking S. A Brief History of Time: From the Big Bang to Black Holes. — South Carolina: CreateSpace Independent Publishing Platform, 2015. — 86 p.

18. Hawking S.W., Mlodinow L. The Grand Design. — New York: Bantam Books, 2011. — 250 p.

19. Hitchens C. God Is Not Great: How Religion Poisons Everything. — New York: Twelve, 2009. — 336 p.

20. Hitchens C. The Portable Atheist: Essential Readings for the Nonbeliever. — New York: Hachette Books, 2007. — 288 p.

21. Kessler G.E. Studying Religion: An Introduction Through Cases. — New York: McGraw-Hill, 2006. — 345 p.

22. Latourelle R. The Miracles of Jesus and the Theology of Miracles. — Mahwah: Paulist Press, 1988. — 371 p.

23. Luzzatto S. Padre Pio: Miracles and Politics in a Secular Age. — New York: Henry Holt and Company, 2010. — 384 p.

24. O’Neill M. Science and the Miraculous: How the Church Investigates the Supernatural. — Gastonia: TAN Books, 2022. — 152 p.

25. Primiano L.N. Vernacular Religion and the Search for Method in Religious Folklife // Western Folklore. — 1995. — Vol. 54, No 1. — P. 37–56. https://doi.org/10.2307/1499910

26. Rega F. The Truth about Padre Pio’s Stigmata: And Other Wonders of the Saint. — South Carolina: CreateSpace Independent Publishing Platform, 2012. — 146 p.

27. Taylor C. A Secular Age. — Harvard: Harvard University Press, 2007. — 874 p.


Рецензия

Для цитирования:


Чандраканнел М., Лютаева М.С. Чудеса с точки зрения католической церкви. Концепт: философия, религия, культура. 2024;8(2):169-182. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-2-30-169-182

For citation:


Chandrankunnel M., Lyutaeva M.S. Miracles from the Perspective of the Catholic Church. Concept: philosophy, religion, culture. 2024;8(2):169-182. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-2-30-169-182

Просмотров: 438


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)