Ветхозаветные пророки и шаманы: сопоставление двух феноменов по ключевым аспектам (антропологический подход)
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-3-31-20-36
Аннотация
Статья представляет собой сопоставительный анализ двух феноменов — ветхозаветных пророков и шаманов — по пяти ключевым аспектам (как сущностным, так и формальным): социальный статус в обществе; призвание; посредничество, гадание и магия; ритуал и космология; пол. Сравнения библейских пророков с шаманами, магами, чародеями и колдунами предпринимались неоднократно. При этом они отталкивались от поверхностного сходства между этими феноменами и часто были
построены как сугубо описательные. Ключевую трудность в данном случае задаёт характер источников: библейские тексты написаны в донаучное время, а сведения о шаманах зафиксированы этнографами и антропологами. Данное исследование является попыткой систематизации подходов к сопоставлению библейских пророков с шаманами и проведение самостоятельного сравнений этих феноменов. Для достижения этой цели было необходимо решить следующие задачи: 1) проследить проблемы, свойственные источникам сопоставления; 2) уточнить основные понятия, характеризующие данные феномены, обосновать принятые определения; 3) выделить основания сравнения ветхозаветных пророков и сибирских шаманов; 4) провести сравнение по выбранным позициям; 5) установить наличие сходств и различий. Обоснован вывод, что, при внешнем сходстве социально-религиозной роли — посредника между человеческим и потусторонним мирами — другие сущностные аспекты этих служений не имеют ничего общего. Во-первых, шаманы встроены в социальную архитектуру своего общества (родовая принадлежность), а пророки могут быть как системными, так и оппозиционными; социальный статус шаманов выше, чем у пророков, поскольку они обладали не только духовной, но и реальной властью. Во-вторых, призвание пророков и шаманов разное (первых, согласно Библии, призывает бог для определённой миссии, вторых, согласно их опыту, мучают духи, принуждая им служить). В-третьих, шаманы в большей степени вовлечены в сферу магии и гадания, а сами их действия вписаны в определённый ритуал, чего нельзя сказать о пророках. В-червёртых, космологические модели пророков и шаманов не имеют ничего общего. В-пятых, гендерное разнообразие у шаманов не просто шире, чем у пророков, оно подвижно. В результате получен вывод о том, что попытки обнаружить «семейное сходство» между этими феноменами являются огрублённым обобщением, ведущим к ряду теоретических недоразумений.
Ключевые слова
Об авторах
А. В. АндреевРоссия
Алексей Васильевич Андреев — кандидат философских наук, преподаватель кафедры библеистики
127051, г. Москва, Лихов пер., 6–1 (Россия)
А. Б. Гасымов
Россия
Арсений Бахрусович Гасымов — аспирант кафедры религиоведения философского факультета
119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4 (Россия)
Список литературы
1. Басилов В.Н. Что такое шаманство? // Этнографическое обозрение. — 1997. — № 5. — С. 3–16.
2. История Сибири с древнейших времён до наших дней: в 5 т. Т. 2: Сибирь в составе феодальной России / В.А. Александров, В.Г. Мирзоев, В.И. Шунков и др. — Ленинград: Наука, 1968. — 542 с.
3. Малолетко А. М. Древние народы Сибири. Этнический состав по данным топонимики. Т. 6. Раннее заселение Северной Азии. — Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2012. — 336 с.
4. Назиров Р.Г. Женоподобие шамана и жреца // Назировский архив. 2014. № 2. С. 100–118.
5. Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение: Народы Нижнего Амура. — Москва: Наука, 1991. — 280 с.
6. Ценгер Э. Введение в Ветхий Завет. — Москва: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2008. — 802 c.
7. Элиаде М. Шаманизм и архаические техники экстаза. — Москва: Ладомир, 2015. — 552 с.
8. Blenkinsopp J. A History of Prophecy in Israel. — Louisville: Presbyterian Publishing Corporation, 1996. — 291 p.
9. Fleming D.E. The Etymological Origins of the Hebrew nābîʾ: The One Who Invokes God // The Catholic Biblical Quarterly. — 1993. — Vol. 55, № 2. — P. 217–224.
10. Grabbe L.L. Shaman, preacher, or spirit medium? The Israelite prophet in the light of anthropological models // Prophecy and the Prophets in Ancient Israel. — London: Bloomsbury Academic, 2010. — P. 117– 132.
11. Hoppál M. Trance and Sacrifice in a Shamanic Healing Ritual // Shamans and traditions. — Budapest: Akademie Kiadó, 2007. — P. 119–132.
12. Horowitz W., Hurowitz V. Urim and Thummim in the Light of a Psephomancy Ritual From Assur (LKA 137) // Journal of Ancient Near Eastern Society of Columbia University. — 1992. — Vol. 21, № 1. — P. 95– 115.
13. Ivanescu C., Berentzen S. Becoming a Shaman: Narratives of Apprenticeship and Initiation in Contemporary Shamanism // Religions. — 2020. — Vol. 11, № 7. — P. 362. https://doi.org/10.3390/rel11070362
14. Jacobs M.R., Person R.F. Israelite Prophecy and the Deuteronomistic History / ed. Jacobs M.R., Person R.F. — Atlanta: SBL Press, 2013. — 254 p. https://doi.org/10.2307/j.ctt5hjh15
15. Kapelrud A. Shamanistic features in the Old Testament // Scripta Instituti Donneriani Aboensis. — 1967. — Vol. 1. — P. 90–96. https://doi.org/10.30674/scripta.67025
16. Kitz A.M. Prophecy as divination // The Catholic Biblical Quarterly. — 2003. — Vol. 65, № 1. — P. 22–42.
17. Lee J.Y. Divination and Shamanistic Rituals // Korean Shamanistic Rituals. — Hague: Mouton, 1981. — P. 143–152.
18. Lim T.H. An Indicative Definition of the Canon // When Texts Are Canonized. — Atlanta: SBL Press, 2017. — P. 1–24. https://doi.org/10.2307/j.ctt1pk86xb.6
19. Long B.O. The Effect of Divination upon Israelite Literature // Journal of Biblical Literature. — 1973. — Vol. 92, № 4. — P. 489–497. https://doi.org/10.2307/3263117
20. Miller R.D. Shamanism in Early Israel // Wiener Zeitschrift für die Kunde des Morgenlandes. — 2011. — Vol. 101. — P. 309–341.
21. Nissinen M. Why Prophecy Is (Not) Magic // Fortgeschriebenes Gotteswort: Studien zur Geschichte, Theologie and Auslegung des Alten Testaments, Festschrift für Christoph Levin zum 70. Geburtstag. — Tübingen: Mohr Siebeck, 2020. — P. 213–226.
22. Nissinen M. Why Prophets Are (Not) Shamans? // Vetus Testamentum. — 2020b. — Vol. 70, № 1. — P. 124–139. https://doi.org/10.1163/15685330-12341434
23. Overholt T.W. Prophecy in cross-cultural perspective: a sourcebook for Biblical researchers. — Atlanta: Scholars Press, 1986. — vi, 368 p.
24. Vogels W. Les récits de vocation des prophètes // Nouvelle Revue Théologique. — 1973. — Vol. 95, № 1. — P. 3–24.
25. Wacker M.-T. SchamanInnen in der Welt der Bibel : ein kulturvergleichendes Experiment //
26. Schlangenbrut. — 1997. — Vol. 15, № 57. — P. 17–21. http://dx.doi.org/10.15496/publikation-34751
27. Walsh R. Shamanic cosmology: A psychological examination of the shaman’s worldview // ReVision. — 1991. — Vol. 13, № 2. — P. 86–100.
28. Wilson R.R. Prophecy and Society in Ancient Israel. — Minneapolis: Fortress Press, 1980. — 322 p.
29. Zevit Z. The Prophet versus Priest Antagonism Hypothesis: Its History and Origin // The priests in the prophets : the portrayal of priests, prophets, and other religious specialists in the latter prophets. — London; New York: T & T Clark International, 2004. — P. 189–217.
Рецензия
Для цитирования:
Андреев А.В., Гасымов А.Б. Ветхозаветные пророки и шаманы: сопоставление двух феноменов по ключевым аспектам (антропологический подход). Концепт: философия, религия, культура. 2024;8(3):20-36. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-3-31-20-36
For citation:
Andreev A.V., Gasymov A.B. Old Testament Prophets and Shamans: Comparison of the Phenomena (Anthropological Approach). Concept: philosophy, religion, culture. 2024;8(3):20-36. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-3-31-20-36