Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Визуальные образы у Поля Вирильо, Маршалла Маклюэна и Жан-Люка Нанси как подрывной механизм в устройстве современного мира

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-3-31-79-96

Аннотация

В статье предлагается разбор философско-культурологических идей Поля Вирильо, Маршалла Маклюэна и Жан-Люка Нанси в отношении визуальных образов, ускоренное вращение которых сказывается на восприятии пространства и ценностных установках. Поскольку сознание и мысль возникают в длительности, под давлением скорости рефлексия вынуждена уступить рефлексу, и по сути, визуальным образам как менее требовательным по своей природе к процедурам оценки и интерпретации. Это заставляет взглянуть на визуальные культурные исследования как на то, что позволяет актуализировать неизбежные трансформации в мышлении и коммуникации. Необходимость исследования обоснована степенью воздействия визуального с его системой символов и знаков на социальное конструирование представлений сегодня. Так, в зависимости от содержания образы могут действовать как на благо созидательных сил, так и с позиции деструктивных сил через установку насилия, эстетизацию отвратительного и трансформацию фигуры отталкивающего в притягательное. Подобно тому, как взгляд на плоть, разрез и рану на страницах первых анатомических атласов, отвечающих на запрос медицинской практики, изменил восприятие патологического состояния тела, индустрия впечатлений, действующая неотрывно от постоянной стимуляции образами, стирает грань между нормой и отклонением от неё и приводит к патологии мышления в части ценностных установок, скорости обработки информации и искажения канала коммуникации. Цель исследования — анализ визуальных образов как инструментов соблазнения зрителя, упрощающих доступ к контролю над его убеждениями, желаниями и потребностями и, как следствие, приводящих восприятие общей картины мира к трансформации. В задачи исследования входит анализ механизмов воздействия визуальных образов на воображение зрителя, в значении давления, которое они оказывают на социальное полотно; разбор идей Поля Вирильо, касающихся распространения технологических образов и того, как они работают в контексте архитектурных объектов городской среды; определение ключевых позиций Маршалла Маклюэна, связывающих проблему высокой визуальной интенсивности с техническими средствами транспортировки информации; актуализация размышлений Жан-Люка Нанси по поводу визуального образа на основе подхода Нанси к символу надреза как разорванной близости, выдающей состояние современного общества, и экстаз открытости, который делает общество чрезмерно гостеприимным ко всему новому и, соответственно, крайне уязвимым. Научная новизна определяется авторской интерпретацией области схождения и пересечения времени, пространства, технологий и того, как они проявляются в образах, которые затрагивают почти все аспекты человеческого опыта. Важная часть отводится соотношению концепций Поля Вирильо, Маршалла Маклюэна и Жан-Люка Нанси с драматическими событиями их жизни, оказавшими в итоге влияние на заключения, к которым каждый из них приходит. В качестве материалов исследования, помимо основных трудов упомянутых выше авторов, к работе привлечены эссе, статьи и интервью с ними, не попадавшие ранее в обзоры, кроме того, приведены посвящение в адрес Вирильо от Джона Армитиджа и Райана Бишопа, посвящение Маклюэну от Джанин Маршессо и одна из бесед Нанси с Филиппом Лаку-Лабартом. Для воплощения замысла в работе применялись прежде всего методы отбора, систематизации и культурологической интерпретации анализируемых источников. Кроме того, дополнительно для установки связи между авторами и концепциями, к которым обращено данное исследование, был задействован биографический метод. В части сопоставления сходства и различий обсуждаемых идей использовался компаративистский подход, а процедура толкования текстов основополагалась на герменевтическом подходе. В результате удалось систематизировать ключевые позиции Поля Вирильо, Маршалла Маклюэна и Жан-Люка Нанси, отражающие оценку и прогнозы действия визуальных образов в культуре. Все три автора рассматривают визуальные образы как новые и вместе с тем как анти-антропосоразмерные. Тем самым постулируется аксиологическая рамка их восприятия в качестве культурной «угрозы». При этом Вирильо делает акцент на анти-иерархичности «новых образов», Маклюэн — на скорости их распространения, Нанси — на их агрессивном характере.

Об авторе

М. А. Григорьева
Издательство Ставролит
Россия

Марина Анатольевна Григорьева — кандидат политических наук, редактор журнала «KANT»

355044, г. Ставрополь, пр-кт Кулакова, д. 29, корп. 3, к. 44 (Россия)



Список литературы

1. Агрба А.А. Экономика впечатлений в призме культурно-ценностных парадигм // Концепт: философия, религия, культура. — 2023. — Т. 7, № 4. — С. 98–116. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-428-98-116

2. Аннелис А. «Наши уши жили своей жизнью». Слуховые переживания в автобиографической литературе Бреслау времен Третьего рейха // KANT: Social Sciences & Humanities. — 2021. — № 1. — С. 5–23. https://doi.org/10.24923/2305-8757.2021-5.1

3. Архангельская И.Б. Маршалл Маклюэн. — Нижний Новгород: Нижегородский коммерческий институт, 2010. — 291 с.

4. Быков Д.В. «Эффект CNN» и его влияние на развитие мирового медийного пространства // Культура и образование. — 2017. — № 1. — С. 22–28.

5. Вирильо П. Машина зрения. — Санкт-Петербург: Наука, 2004. — 140 с.

6. Жапарова А.К. Метафоры тела в философии Жана-Люка Нанси: тело страдающее // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. — 2022. — № 4. — С. 24–28. https://doi.org/10.36809/2309-9380-2022-37-24-28

7. Забаев И.В. Т. Люк, Дж. О Туатейл. Осмысляя геополитическое пространство: пространственность войны, скорости и зрения в работах П. Вирильо // Социологическое обозрение. — 2002. — Т. 2, № 3. — С. 47–53.

8. Зурабова Л.Р. Преобразование социальных и коммуникативных практик в "глобальной деревне" М. Маклюэна // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. — 2018. — № 3. — С. 106–112.

9. Ивенкова О.А., Итунина Н.Б. Г.М. Маклюэн: коммуникация как средство социализации // Современные исследования социальных проблем. — 2022. — Т. 14, № 4. — С. 478–492. https://doi. org/10.12731/2077-1770-2022-14-4-478-492

10. Коновалов Г. Corpus vs object. Онтология тел Жан-Люка Нанси как объектно-ориентированная //

11. Логос. — 2017. — Т. 27, № 3. — С. 113–126. https://doi.org/10.22394/0869-5377-2017-3-113-124

12. Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. — Москва; Жуковский: КАНОНпресс-Ц, Кучково поле, 2003. — 464 с.

13. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной культуры. — Киев: Ника-Центр Эльга, 2004. — 434 с.

14. Назаренко А.Н. Визуальный образ: между медиа и воображаемым // Общество. Среда. Развитие. — 2020. — № 1. — С. 43–46.

15. Нанси Ж.-Л. Бытие единичное множественное. — Минск: Логвинов, 2004.— 272 с.

16. Николаева А.Б. Персона ученого сквозь его концепции: обманная реальность мирного времени в философских исследованиях Поля Вирильо // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. — 2022. — № 3. — С. 36–40. https://doi.org/10.36809/23099380-2022-36-36-40

17. Петровская Е.В. Вторжение и гостеприимство (Ж.-Л. Нанси и Ж. Деррида) // Философские науки. — 2011. — № 3. — С. 108–115.

18. Прохоров Е.А. Концепт «сообщество» в современной социальной онтологии: Ж-Л. Нанси и Дж. Агамбен // Гуманитарный вектор. — 2021. — Т. 16, № 2. — С. 8–15. https://doi.org/10.21209/1996-78532021-16-2-8-15

19. Рыженкова В.В. Свидетельство будущего: цифровой поворот в философии медиа и гибридном искусстве // Актуальные проблемы теории и истории искусства. — 2020. — №10. — С. 641–648. https://doi.org/10.18688/aa200-4-5

20. Сергеева Н.А., Пашова Э.В., Бородина М.А. Визуальный поворот в культуре и его отражение в современном искусстве // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2024. — Т. 17, № 1. — С. 84–100.

21. Симакова С.И. «Цивилизация глаза»: специфика визуальной репрезентации события // Гуманитарный вектор. — 2020. — Т. 15, № 1. — С. 125–133. https://doi.org/10.21209/1996-7853-2020-15-1-125-133

22. Степанов М.А. Машины абстракций и конец протезирования // Медиафилософия. — 2009. — Т. 2. — С. 123–137.

23. Шаропова Н.Р. На границе: различие глубины и поверхностив исследованиях изображений //

24. Философский журнал. — 2019. — Т. 12, № 3. — С. 76–94. https://doi.org/10.21146/2072-0726-2019-12-376-94

25. Юсипов Е.А. Маршалл Маклюэн о социуме и его истории: более полувека спустя // Гуманитарный вестник. — 2021. — № 1. — С. 6. https://doi.org/10.18698/2306-8477-2021-1-706

26. Armitage J., Bishop R. Aesthetics, Vision and Speed: An Introduction // Virilio and Visual Culture. — Edinburg: University Press, 2013. — Pp. 1–27.

27. Arnould E., Thompson C.J. Consumer Culture Theory (CCT): Twenty years of research // Journal of Consumer Research. — 2005. — Vol. 31, No 4. — Рр. 868–882.

28. Blair A.M. Too much to know: Managing Scholarly Information before the Modern Age. — New Haven, London: Yale University Press, 2010. — 414 p.

29. Marchessault J. Marshall McLuhan: Cosmic media. — London: SAGE Publications Ltd, 2005. — 264 p. https://doi.org/10.4135/9781446217276

30. McLuhan M. Myth and Mass Media // Daedalus. — 1959. — Vol. 88, No 2. — Pp. 339–348.

31. Metz B. Bibliomania and the Folly of Reading // Comparative Critical Studies. — 2008. — Vol. 5, No. 2-3. — Рр. 249–269. https://doi.org/10.3366/E174418540800044X

32. Nancy J.-L. El Intruso. — Buenos Aires: Amorrortu, 2006. — 56 р.

33. Nancy J.-L. The Birth to Presence. — Stanford: Stanford University Press, 1993. — 423 р.

34. Nancy J.-L. The Disavowed Community. — New York: Fordham University Press, 2016. — 144 р.

35. Nancy J.-L. The Ground of the Image. — New York: Fordham University Press, 2005. — 176 р.

36. Sarthou-Lajus N. L'ère de la vitesse et des grandes migrations. Entretien avec Paul Virilio // Études. — 2009. — Vol. 410, No 2. — Рp. 199–207. https://doi.org/10.3917/etu.102.0199

37. Virilio P. La lumière indirecte // Communications. — 1988. — Vol. 48, No 1. — Рp. 45–52. https://doi.org/10.3406/comm.1988.1719

38. Virilio P. Le privilège de l'œil // Quaderni. — 1993. — Vol. 21, No 1. — Pp. 75–88. https://doi.org/10.3406/quad.1993.1040

39. Virilio P. L'horizon négatif. Essai de dromoscopie. — Paris: Éditions Galilée, 1984. — 308 р.


Рецензия

Для цитирования:


Григорьева М.А. Визуальные образы у Поля Вирильо, Маршалла Маклюэна и Жан-Люка Нанси как подрывной механизм в устройстве современного мира. Концепт: философия, религия, культура. 2024;8(3):79-96. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-3-31-79-96

For citation:


Grigorieva M.A. Visual Images of Paul Virilio, Marshall McLuhan and Jean-Luc Nancy as a Subversive Mechanism in the Structure of the Modern World. Concept: philosophy, religion, culture. 2024;8(3):79-96. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-3-31-79-96

Просмотров: 734


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)