Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Буддийская составляющая символических значений уличных арт-объектов г. Элисты

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-3-31-111-134

Аннотация

В статье рассмотрен феномен городской скульптуры, памятников и сооружений г. Элисты, содержащих выраженную отсылку к буддийской тематике. Актуальность обращения к изучению семантики городского пространства в культуролого-религиоведческой оптике определяется тем значением, которое играют в современной культуре ценности традиционных обществ. Выявленные арт-объекты (городская и храмовая скульптура, различные архитектурные формы — хурулы, ступы, ворота, фонтаны) актуализируют подобные ценности на новом уровне, сохраняя как непосредственную, так и опосредованную (через использование соответствующих символических форм) связь с религиозностью, характерной для народа Калмыкии. Цель исследования — провести дескрипцию и каталогизацию уличных арт-объектов названного типа в призме свойственных им отсылок к буддийским символам и смыслам. Для достижения этой цели потребовалось решить ряд задач: 1)систематизировать ключевые особенности соотношения светского и религиозного в урбанистических арт-объектах; 2) описать пространственную локализацию выявленных объектов, указав их местоположение, внешний вид и авторство; 3) проанализировать их религиозную семантику, уделив особое внимание её буддийской составляющей. Материалами исследования послужили, во-первых, непосредственно уличные арт-объекты г. Элисты, имеющие, на наш взгляд, буддийскую составляющую; во-вторых, обширный корпус религиозной литературы, содержащей данные о семантике религиозных образов, визуализированных в изучаемых памятниках, а также религиозные практики, концентрирующие знание об изучаемых символах и образах; в-третьих, использовались данные, описанные в каталогах и исследовательской литературе нашими предшественниками. Основным методом исследования уличных арт-объектов явилось непосредственное наблюдение и дескриптивный метод. Для освоения круга необходимых знаний из области религиозных практик использовалось включённое наблюдение. В результате проведённого исследования получено уникальное описание существующих на данный момент в городской среде Элисты арт-объектов, содержащих Музафарова Н.Р., Мушаев В.Н., 2024 отсылку к буддийской тематике. Установлено, что в городе находится двадцать девять одиночных и комплексных памятников такого рода. Выводы, полученные при рассмотрении данного эмпирического материала, остаются в области, лишь частично поддающейся обобщению. Вместе с тем, они позволяют заключить следующее. Во-первых, в ходе проведённой систематизации и каталогизации выделены три больших группы памятников: (1) пагоды, парковые и садовые скульптуры и фонтаны; (2) храмовые и городские скульптуры; (3) другие формы городских арт-объектов. К последней группе отнесены архитектурные формы, имеющие преимущественно светское содержание (городские ворота, памятник репрессированному народу); тем не менее и здесь обнаружено наличие визуальных образов религиозного содержания. Во-вторых, расположение, внешний вид и авторство изученных арт-объектов не позволяют говорить о наличии их планомерного внедрения в городскую среду; при этом ряд объектов представляют собой «нестрогое» прочтение канонической религиозной семантики или даже её вольную авторскую интерпретацию. В-третьих, национально-культурная форма калмыцкого буддизма, реализованная в городских арт-объектах Элисты, содержит отсылки как к иным его прочтениям (в Индии, Китае и Монголии), так и к архаическим пластам автохтонных культур регионов распространения буддизма. Присутствуют также мотивы вторичной мифологизации религиозных сюжетов в рамках их адаптации к светским культурным символам, имеющим выраженное воспитательное значение.

Об авторах

Н. Р. Музафарова
Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова
Россия

Наталья Раисовна Музафарова — аспирант кафедры философии

670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24А (Россия)



В. Н. Мушаев
Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова
Россия

Владимир Наранович Мушаев — доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой калмыцкого языка, монголистики и алтаистики

358000, г. Элиста, ул. Пушкина, д.11. (Россия)



Список литературы

1. Артамонов В.А. Город и монумент. — Москва: Стройиздат, 1974. — 224 с.

2. Бадмажапов Ц.Б.Б. Иконография и искусство тибетского буддизма // Тибетский буддизм: теория и практика. — Новосибирск: Наука, 1995. — С. 197–207.

3. Батырева С.Г. Архитектурные традиции калмыков: от кочевой кибитки к буддийскому храму // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2011. —№ 3. — С. 48–52.

4. Батырева С.Г. Буддизм и калмыцкий народный орнамент // Шамбала. — 1995. — № 3-4. — С. 41–42.

5. Батырева С.Г. Старокалмыцкое искусство XVII – начала XX века: опыт историко-культурной реконструкции. — Москва: Наука, 2005. — 155 с.

6. Батырева С.Г., Гантулга Д. Орнамент в системе декоративно-прикладного искусства монгольских народов // Вестник Калмыцкого университета. — 2020. — № 2. — С. 6–11.

7. Гройс Б. Публичное пространство: от пустоты к парадоксу. — Москва: Strelka Press, 2012. — 20 с.

8. Гучинова Э.Б.М. Элиста: национальные символы в пространстве города // Антропология города. Вып. 1. — Сыктывкар: Институт ЯЛИ Коми НЦ УрО РАН, 2013. — С. 43–65.

9. Денисов Н.Г., Ярчук М.В. Образы прошлого, настоящего и будущего: к постановке вопроса о формировании меморативной культуры // Культурная жизнь Юга России. —2021. — № 3. — С. 7–14. https://doi.org/10.24412/2070-075X-2021-3-7-14

10. Зарудная М.В. Арт объекты в городской среде // Теория и практика современной науки. — 2015. — № 5. — С. 139–141.

11. Ибрагимова А.Ф. Принципы расположения городской скульптуры в открытых общественных пространствах архитектурной среды // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. — 2017. — № 3. — С. 23–31.

12. Иванов А.В. Незримые пространства буддийской пластики // Искусство Евразии. — 2019. — № 4. — С. 177–192. https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.012

13. Котломанов А.О. Паблик-арт: страницы истории. Феномен контр-монумента и кризис мемориальной традиции в современной монументальной скульптуре // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. — 2015. — № 1. — С. 54–71.

14. Кучеренко М.С. AРT-объекты в современном городском пространстве // Культура слова. — 2019. — № 6. — С. 4–8. https://doi.org/10.32743/2658-4085.2019.6.7.195

15. Маркова О.Н. Религиозная семантика в современном монументальном ландшафте: общероссийский и региональный аспекты // Наследие веков. — 2021. — № 4. — С. 85–102. https://doi.org/10.36343/SB.2021.28.4.006

16. Музафарова Н.Р. Ступы в северном буддизме: философская составляющая // Экономические и социально-гуманитарные исследования. — 2022. — № 2. — С. 131–138. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2022-2-131-138

17. Парамонова А.Р. Проблемы восприятия скульптуры в городской среде // Актуальные проблемы монументального искусства. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2021. — С. 519–524.

18. Полякова Н.И. Скульптура и пространство: проблема соотношения объема и пространственной среды. — Москва: Сов. художник, 1982. — 199 с.

19. Рожников А.А., Рожникова Е.А. Становление и развитие городской скульптуры // Культура и цивилизация. — 2024. — Т. 14, № 1-1. — С. 257–264. https://doi.org/10.34670/AR.2024.40.95.031

20. Сангаджиева Д.В. Буддийская скульптура в творчестве Владимира Васькина // Искусство Евразии. — 2019. — № 4. — С. 204–218. https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.014

21. Сангаджиева Д.В. Мемориальный комплекс «Исход и возвращение» в Элисте – память о депортации калмыцкого народа // Искусство Евразии. — 2020. — № 1. — С. 306–318. https://doi.org/10.25712/ ASTU.2518-7767.2020.01.023

22. Темникова Е.А. Оформление городской среды малыми архитектурными формами с применением различных материалов // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. — Самара: Самарский государственный технический университет, 2020. — С. 606–611.

23. Темникова Е.А. Скульптура как элемент, формирующий городскую среду // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и градостроительство. — Самара: Самарский государственный технический университет, 2021. — С. 867–874.

24. Тюляев С.И. Каноны в средневековой пластике Индии и в современной народной скульптуре // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. — Москва: Наука, 1973. — С. 113–119.

25. Ханда О.Ч. Обзор буддийского духовного искусства // Искусство Евразии. — 2019. — № 4. — С. 219–245. https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.015

26. Лиджиева А.М. Парк культуры и отдыха "Дружба" в г. Элисте: формирование публичных пространств в городской среде // Oriental Studies. — 2020. — Т. 13, № 5. — С. 1389–1405. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-51-5-1389-1405

27. Бакаева Э.П. Почитание Большой Медведицы в среде ойратов и калмыков: древнейшие представления и буддийские напластования. Часть 2 // Oriental Studies. — 2020. — Т. 13, № 3. — С. 661–687. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-49-3-661-687

28. Музафарова Н.Р. Культурологические, ритуалистические и философские аспекты семантики молитвенных флагов в Северном буддизме // Материалы международного симпозиума хакасского эпоса, VIII Международной научной конференции "Народы и культуры Саяно-Алтая и сопредельных территорий", посвященной 300-летию открытия памятников енисейской письменности и Году хакасского эпоса в Республике Хакасия. — Абакан: Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, 2021. — С. 291–295.

29. Музафарова Н.Р. Философские параллели в семантике духов земли в азиатской и европейской культурах // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. — 2023. — № 3. — С. 124–129. https://doi.org/10.31554/2222-9175-2023-51-124-129

30. Кукеев, А.Г., Шантаев Б.А. О ступах школы Кагью, построенных в Калмыкии // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. — 2009. — Т. 2, № 1. — С. 40–42.

31. Batyreva S.G. Introduction to Kalmyk art: in the prism of cross-cultural interaction // Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. — 2022. — No 48. — P. 290–300. https://doi.org/10.17223/22220836/48/24

32. Carmona M. Public Places Urban Spaces. — New York: Routledge, 2021. — 690 p. https://doi.org/10.4324/9781315158457

33. Gadan D., Zhang Z. Spiritual places: Spatial recognition of Tibetan Buddhist spiritual perception // PLOS ONE. — 2024. — Vol. 19, № 5. — P. e0301087. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0301087

34. Nikolova A. Sacred Places in Buddhism or the Place of the Sacred in Buddhism // RAPHISA Revista de Antropología y Filosofía de lo Sagrado. — 2018. — Vol. 1, № 2. https://doi.org/10.24310/Raphisa.2017.v1i2.4335

35. Shmushko K. Buddhism, an Urban Village and Cultural Soft Power: An Ethnography of Buddhist Practitioners in Wutong // Entangled Religions. — 2022. — Vol. 13, № 1. https://doi.org/10.46586/er.13.2022.9709

36. Urban Art and the City: Creating, Destroying, and Reclaiming the Sublime / ed. Loukaki A. — London: Routledge, 2020. — 264 p. https://doi.org/10.4324/9780367132972


Рецензия

Для цитирования:


Музафарова Н.Р., Мушаев В.Н. Буддийская составляющая символических значений уличных арт-объектов г. Элисты. Концепт: философия, религия, культура. 2024;8(3):111-134. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-3-31-111-134

For citation:


Muzafarova N.R., Mushaev V.N. The Buddhist Component of the Symbolic Meanings of Street Art Objects in Elista. Concept: philosophy, religion, culture. 2024;8(3):111-134. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-3-31-111-134

Просмотров: 200


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)