Аппроприация учения Пико делла Мирандолы о достоинстве человека в современной трансцендентальной онтологии субъекта: постановка проблемы в оптике философии культуры
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-3-31-7-19
Аннотация
Актуальность рассмотрения апроприации трансцендентальной онтологией учения о достоинстве человека (Dignitas hominis) Пико делла Мирандолы связана с возрастанием интереса к генезису современных форм этой философии. В противоположность хайдеггеровкой фундаментальной онтологии, этот подход предполагает «возвращение к метафизике» и реанимирует интерес к понятию субъективности, взятой в контексте идеи «жизненного мира» Э. Гуссерля (что в данном случае определило обращение к оптике философии культуры). Основной целью работы является уточнение позиций по вопросу об источнике трансцендентальной онтологии субъекта в контексте дискуссий о значении вклада в эту проблематику ренессансной мысли. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) описать специфику подходов представителей трансцендентальной онтологии к вопросу о генезисе её проблематики и подходов к проблеме субъективности; 2) обосновать возможность рассмотрения «поворота» европейской философии в сторону трансцендентальной онтологии в призме философии культуры; 3) выявить ключевые предпосылки тематизации онтологического региона сознания в рамках флорентийского платонизма через рассмотрение метафизических характеристик понятия достоинства, сформировавшегося в условиях синкретичной ренессансной культуры; 4) определить значение нового понимания человека в ренессансной культуре для современной философии субъекта. Исследование выполнено на материалах сочинений философов XX в., посвящённых трансцендентальной онтологии субъекта, комментаторских сочинений, анализирующих их ключевые идеи. Также привлечены тексты Пико делла Мирандолы и его учителя Марсилио Фичино, что позволяет сопоставить специфику отдельных трактовок с их оригинальными формулировками. Методологически работа опирается на критический анализ философских источников и аксиоматико-дедуктивный метод. В результате предпринятого исследования обосновано допущение, согласно которому именно ренессансная трактовка, получившая наиболее яркое развитие в учении Пико о достоинстве человека, может быть представлена в качестве имплицитной основы трансцендентальной онтологии субъекта. Понятие достоинства приобретает в трудах флорентийца не только этическое, но и онтологическое значение, раскрывая на категориальном (метафизическом) уровне новые культурные возможности человека новой эпохи. Артикулируя сознание как «несомненную самоочевидность» единой онтологической структуры мира и «мыслящей человеческой самости» в качестве предельного конститутивного принципа свободы, знания и творческой деятельности, Пико творчески развивает идеи своего учителя Марсилио Фичино. «Неопределённый образ» человека, положенный в основание трактовок достоинства, задаёт ренессансную коннотацию субъекта, продуцирующую интегрированную характеристику данного понятия, включающую как принцип абсолютной свободы, моделирующий личностный выбор, так и трансцендентную сферу сознания, его особый «онтологический регион» ответственности.
Об авторе
Ю. Г. ПолетаеваРоссия
Юлия Геннадьевна Полетаева — кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии
620000 Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 42 (Россия)
Список литературы
1. Баткин Л.М. «Чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь»: о Пико делла Мирандола // Пространство и Время. — 2013. — № 4. — С. 13–20.
2. Бибихин В.В. Новый Ренессанс. — Москва: Прогресс-Традиция, 1998. — 496 с.
3. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: Введение в феноменологическую философию. — Санкт-Петербург: Наука, 2013. — 493 c.
4. Докучаев И.И. Эдмунд Гуссерль. — Санкт-Петербург: Наука, 2017. — 284 с.
5. Мухутдинов О.М. Кант и проблема онтологии // Эпистемы. Вып. 8. — Екатеринбург: Ажур, 2013. — С. 27–39.
6. Паткуль А.Б. Идея философии как науки о бытии в фундаментальной онтологии Мартина Хайдеггера. — Санкт-Петербург: Наука, 2020. — 810 с.
7. Полетаева Ю.Г. Предпосылки трансцендентальной онтологии субъекта в Флорентийском платонизме // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. — 2024. — № 1. — С. 146-154.
8. Разеев Д.Н. Учение о феноменальности (Феноменологии) Канта // Телеология Иммануила Канта. — Санкт-Петербург: Наука, 2010. — С. 235–255.
9. Седов Ю.Г. О связи трансцендентальной логики и эгологии: историко-философский аспект// Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2021. — № 3. — С. 130–137. https://doi.org/10.25198/2077-71752021-3-130
10. Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. — Санкт-Петербург: Наука, 2007. — 590 с.
11. Скоробогацкий В.В. Безвременье и время философии. — Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2014. — 270 с.
12. Хайдеггер М. Бытие и время. — Санкт-Петербург: Наука, 2006. — 451 с.
13. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. — Санкт-Петербург: Высшая религиознофилософская школа, 2001. — 445 c.
14. Черняков А.Г. В поисках утраченного субъекта // Метафизические исследования. — 1998. — № 6. — С. 11-39.
15. Blum P.R. Giovanni Pico della Mirandola (1463-1494) and Renaissance philosophy // Aither. — 2014. — Vol 6, No 12. — P. 22–31. https://doi.org/10.5507/aither.2014.016
16. Kristeller P.O. Renaissance concepts of man, and other essays. — New York: Harper&Row, 1972. — 183 p.
17. Papiernik J. The objective character of virtues in Marsilio Ficino’s Platonic theology // Hybris. — 2016. — Vol. 34, No 3. — P. 37–53. https://doi.org/10.18778/1689-4286.34.03
18. Philipse H. Transcendental Idealism // The Cambridge Companion to Husserl. — New York: Cambridge University Press, 1995. — P. 239–322.
19. Steinbock A.J. Translator’s Introduction // Analyses Concerning Passive and Active Syntheses: Lectures on Transcendental Logic / Edmund Husserl. — Dordrecht: Springer, 2001. — P. xv-lxvii.
Рецензия
Для цитирования:
Полетаева Ю.Г. Аппроприация учения Пико делла Мирандолы о достоинстве человека в современной трансцендентальной онтологии субъекта: постановка проблемы в оптике философии культуры. Концепт: философия, религия, культура. 2024;8(3):7-19. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-3-31-7-19
For citation:
Poletaeva Yu.G. Pico della Mirandola of Dignitas Hominis: Statement of the Problem from the Perspective of the Philosophy of Culture. Concept: philosophy, religion, culture. 2024;8(3):7-19. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-3-31-7-19