Политическая теология в современных научно-фантастических сериалах: атеизм, секуляризация и фундаментализм в массовой культуре
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2025-1-33-78-102
Аннотация
Изучение процессов осмысления и переосмысления религиозного опыта западного общества актуально прежде всего в свете современной повестки культурной конфронтации, определившей ценностное противостояние различных цивилизационных типов. Цель данного исследования состоит в уточнении роли научнофантастических сериалов в массовой культуре западного общества. Достижению данной цели способствует решение следующих задач: 1) выявление основных тенденций, с помощью которых политическая теология массовой культуры воспроизводит религиозные мотивы; 2) изучение основных проблем, связанных с актуализацией и визуализацией религиозных проблем как политических в научно-фантастическом дискурсе; 3) уточнение возможных векторов и дальнейших траекторий развития политически и идеологически инструментализированных религиозных образов в современном научно-фантастическом дискурсе. Материалами исследования ограничены научно-фантастическими сериалами, генетически связанных со вселенной «Звёздного пути»: классические (такие, как «Звёздный путь» и «Вавилон 5») и современные («Орвилл»). Показано, что эти сериалы играют значительную роль в современной истории общества потребления. Одновременно они являются формами развития политической культуры и исторической коллективной памяти, а также формой визуализированной политической теологии. Обращение к анализу заявленной проблематики потребовало привлечения таких теоретических подходов, как интеллектуальная история и история идей, а также достижений междисциплинарной историографии и социологии, сфокусированной на анализе роли и места религии в процессах секуляризации. Используя дискурс-анализ и биографический метод, автор показывает, как современная массовая культура ассимилирует религиозное. В результате исследования нашла подтверждение гипотеза о том, что визуализация религиозного опыта стала отражением конфликта между сторонниками секуляризации и их оппонентами. В качестве основных выводов следует обозначить ряд положений. Во-первых, в работе прослежено, какие социокультурные запросы реализуют образы религиозного в рассмотренных сериалах: они представляют собой «возможные миры», где американское обще
ство получило возможность рефлексировать по поводу вызовов и угроз традиционализма и фанатизма. Во-вторых, основными проблемами, представленными в сериалах, стали проблемы конструирования и деконструкции религиозного (отношения веры и атеизма, науки и религии, вторичная «клерикализация» виртуального мира будущего, фанатизм, национализм и ксенофобия, политическая архаизация и идеологизация веры). В-третьих, показано, что религиозные мотивы в анализируемых сериалах стали объектами ассимиляции массовой культуры, причём вместо заявленного преодоления религии создатели сериалов сконструировали ещё одно культурное пространство, где вера актуализирует свои качества в качестве одного из сегментов идентичности. Таким образом формально развлекательные сериалы «Звёздный путь», «Вавилон 5» и «Орвилл» стали фактически социальными и культурными механизмами амбивалентного процесса секуляризации. Они актуализировали визуальными средствами коллективные идеологические, политические, исторические травмы и противоречия, полученные современным западным обществом в его попытках достичь компромисса между ценностями религии и перспективами «научно обоснованной» секуляризации.
Ключевые слова
Об авторе
М. В. КирчановРоссия
Максим Валерьевич Кирчанов — доктор исторических наук, доцент кафедры регионоведения и экономики зарубежных стран Факультета международных отношений, доцент кафедры истории зарубежных стран и востоковедения Исторического факультета
394063, Воронеж, Университетская пл. 1. (Россия)
Список литературы
1. Аўтўэйт Ў., Рэй Л. Мадэрнасць, памяць і посткамунізм // Палітычная сфера. — 2006. — № 6. — С. 27–43.
2. Досс Ф. Как сегодня пишется история: взгляд с французской стороны // Как мы пишем историю. — Москва: РОССПЭН, 2013. — С. 9–56.
3. Кирчанов М. В. Леволиберальные тенденции американской массовой культуры второй половины 1960-х – начала 2020-х гг. (на примере сериала «Звездный путь») // Панорама. — 2023b. — № 43. — С. 150–171
4. Кирчанов М. В. Фантастический кинематограф как одна из форм локализации военных образов в американской массовой культуре // Гуманитарный вектор. — 2021b. — Т. 16, № 5. — С. 77–86.
5. Кирчанов М. В. Фантастический сериал "Орвилл" как пространство мемориальных культур и войн памяти // Концепт: философия, религия, культура. — 2023c. — Т. 7, № 4. — С. 21–47.
6. Кирчанов М. В. "Классическое" в массовой культуре: цитирование, имитация и ассимиляция наследия Вилльяма Шекспира во вселенной "Звездного пути" // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. — 2023. — № 3. — С. 73–89. https://doi.org/10.23951/2312-7899-2023-3-73-89
7. Кирчанов М. В. Когда нации вспоминают: что, где и как. Заметки культурного антрополога на полях книги Джеймса Верча "How Nations Remember: A Narrative Approach" // Историческая экспертиза. — 2021a. — № 3. — С. 54–67.
8. Кирчанов М. В. Научно-фантастические сериалы "Звёздный путь" и "Вавилон 5" как формы конструирования политической и мемориальной культур // Концепт: философия, религия, культура. — 2022. — Т. 6, № 4. — С. 115–137. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-4-24-115-137
9. Макаров А. И. Историческая память: конструкция или реконструкция? // Историческая экспертиза. — 2014. — № 1. — С. 4–10.
10. Alexander D. Star Trek Creator: The Authorized Biography of Gene Roddenberry. — New York: Penguin, 1994. — 624 p.
11. Berger P. L., Berger B., Kellner H. The Homeless Mind: Modernization and Consciousness. — New York: Vintage Books, 1973. — 258 p.
12. Berger P. L., Weiming T., Sacks J. H. The desecularization of the world : resurgent religion and world politics. — Washington; Grand Rapids, Michigan: Ethics and Public Policy Center; William B. Eerdmans Publishing Company, 1999. — 135 p.
13. Bhargava R. Reimagining Secularism. Respect, Domination and Principled Distance // Economic and Political Weekly. — 2013. — Vol. 48, № 50. — P. 79–92.
14. Black A. J. Star Trek, History and Us: Reflections of the Present and Past Throughout the Franchise. — New York: McFarland, 2021. — 220 p.
15. Cox H. The Secular City: Secularization and Urbanization in Theological Perspective. — Princeton: Princeton University Press, 1965. — 408 p.
16. Erdmann T. J., Block P. M. Deep Space Nine Companion. — New York: Pocket Books, 2000. — 725 p.
17. Friedman J. Myth, History, and Political Identity // Cultural Anthropology. — 1992. — Vol. 7, № 2. — P. 194–210. https://doi.org/10.1525/can.1992.7.2.02a00030
18. Gonzalez G. A. The Politics of Star Trek: Justice, War, and the Future. — New York: Palgrave Macmillan US, 2015. — IX, 219 p. https://doi.org/10.1057/9781137546326
19. Grech V. The banality of evil in the occupation of Star Trek’s Bajor // Early Hum Dev. — 2020. — Vol. 145. — 105016. https://doi.org/10.1016/j.earlhumdev.2020.105016
20. Huq S. Defining Self and Other. Bangladesh’s Secular Aspirations and Its Writing of Islam // Economic and Political Weekly. 2013. — Vol. 48, № 50. — P. 51–61.
21. Iqtidar H. Secularism and Secularisation: Untying the Knots // Economic and Political Weekly. — 2012. — Vol. 47, № 35. — P. 50–58.
22. Jindra M. It’s About Faith In Our Future: Star Trek Fandom as Cultural Religion // Religion and Popular Culture in America. — Oakland: University of California Press, 2017. — P. 223–241. https://doi.org/10.1525/california/9780520291447.003.0012
23. Kasselstrand I. Secularism in Relation to Secularity and Secularization // Secular Studies. 2023. Vol. 5, № 1. P. 29–32. https://doi.org/10.1163/25892525-bja10040v
24. Kraemer R., Cassidy W., Schwartz S. L. The Religions of Star Trek. — New York: Basic Books, 2003. — 256 p.
25. Neece K. C. The Gospel According to Star Trek: The Original Crew. — New York: Cascade Books, 2016. — 281 p.
26. Nolton M. Cardassian monsters and Bajoran freedom fighters: Federation politics and the dialectics of difference // Star Trek and Philosophy: The Wrath of Kant. — Chicago: Open Court, 2008. — P. 185–200.
27. Parvaz C. Religion in the Orville: The Dangers Religion Poses to Modern Society as Reflected in Seth MacFarlane’s The Orville. — New York: Amazon, 2022. — 273 p.
28. Saeed S. Desecularisation as an instituted process national identity and religious difference in Pakistan // Economic and Political Weekly. — 2013. — Vol. 48, № 50. — P. 62–70.
29. Schultes J. S. Any Gods Out There? Perceptions of Religion from Star Wars and Star Trek // Journal of
30. Religion & Film. — 2003. — Vol. 7, № 2. — 3. https://doi.org/10.32873/uno.dc.jrf.07.02.03
31. Slade D. M., Johnson D. K. The Orville as Philosophy: The Dangers of Religion // The Palgrave Handbook of Popular Culture as Philosophy. — Cham: Springer International Publishing, 2023. — P. 1–27. https://doi.org/10.1007/978-3-319-97134-6_61-1
32. Star Trek and Sacred Ground Explorations of Star Trek, Religion, and American Culture / ed. Porter J.E., McLaren D.L. — New York: State University of New York Press, 1999. — 315 p.
33. Star Trek as Myth: Essays on Symbol and Archetype at the Final Frontier / ed. Kapell M. W. — New York: McFarland, 2010. — 239 p.
34. Straczynski J. M. Becoming Superman: My Journey from Poverty to Hollywood. — New York: HarperCollins, 2019. — 462 p.
35. The Problem of Invented Religions / ed. Sutcliffe S.J., Cusack C.M. — New York: Routledge, 2017. — 163 p.
36. Theology and Star Trek / ed. Brown S.C., MacInnis Hackney A. — New York: Fortness Academic, 2023. — 443 p.
Рецензия
Для цитирования:
Кирчанов М.В. Политическая теология в современных научно-фантастических сериалах: атеизм, секуляризация и фундаментализм в массовой культуре. Концепт: философия, религия, культура. 2025;9(1):78-102. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2025-1-33-78-102
For citation:
Kyrchanoff M.W. Political theology in contemporary sci-fi series: atheism, secularization and fundamentalism in mass culture. Concept: philosophy, religion, culture. 2025;9(1):78-102. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2025-1-33-78-102