Применение метода сценарного моделирования для виртуальной реконструкции утраченных памятников на примере Сигирии
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2025-1-33-116-130
Аннотация
Виртуальная реконструкция утраченных памятников прошлого представляет собой проблему, для решения которой требуется междисциплинарное исследование, объединяющее изучение истории и архитектуры с компьютерным моделированием и информационными технологиями. Её актуальность обусловлена не только потребностями академической науки в исследовании культурного наследия, но и практическими задачами развития сферы образования и туризма. Сигирия — древнейший дворцовый комплекс Южной Азии, дошедший до нашего времени. В наши дни он стал важной туристической достопримечательностью. Несмотря на многолетние исследования, многие вопросы, касающиеся целей создания ландшафтно-архитектурного комплекса Сигирии и функционирования отдельных его элементов, остаются неясными и вызывают разногласия в научных кругах. Такие объёмные и многоплановые объекты исследования требуют широкого и гибкого междисциплинарного подхода к их изучению, объединения различных исследовательских подходов. Одним из таких подходов является метод сценарного моделирования, предлагаемый в данной статье, который позволяет заполнить «пробелы» в проводившихся ранее исследованиях, и на этой основе создать полноценное детализированное описание объекта. Данный метод, первоначально применявшийся в таких науках, как прогностика, социология экономики, затем начал использоваться в сфере дизайна и архитектуры. Сценарное моделирование основано на глубоком анализе персональных и социальных требований, целей и ожиданий клиента — составлении его «ментального портрета». Соединенный с методами иконографического анализа, изучением письменных источников и археологических данных, метод сценарного моделирования может быть применён для виртуальной реконструкции памятников прошлого. При исследовании Сигирии метод сценарного анализа позволил установить, что масштабный дворцово-парковый ансамбль служил культурным центром, целью которого было развитие международных связей и привлечение в страну торговцев. Объединённый с современными цифровыми технологиями, метод сценарного моделирования позволяет проводить виртуальные эксперименты с памятниками без необходимости физического вмешательства.
Ключевые слова
Об авторах
С. Х. М. АбейсекераРоссия
Санат Херат Мудиянселаге Абейсекера — аспирант Школы дизайна Факультета креативных индустрий Национального исследовательского университета
Россия, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Д. Н. Воробьева
Россия
Дарья Николаевна Воробьева — кандидат искусствоведения, старший н. с. сектора искусства стран Азии и Африки; доцент; доцент Института классического Востока и античности
125009, Москва, Козицкий пер., 5
125080, Москва Волоколамское ш., 9
101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (Россия)
Список литературы
1. Баксандалл М. Узоры интенции: Об историческом толковании картин. — Москва: ЮниПринт, 2003. — 182 с.
2. Гарскова И. М. «Цифровой поворот» в исторических исследованиях: долговременные тренды // Историческая информатика. — 2019. — № 3. — С. 57–75. https://doi.org/10.7256/25857797.2019.3.31251
3. Гончарова А. Л., Кружилина Т. В. Теоретическое и практическое мышление в структуре проектной культуры архитектора // Актуальные проблемы современного общего и профессионального образования. — Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2022. — С. 37–45
4. Гринин Л. Е., Коротаев А. В., Крадин Н. Н. Глава 19. Методы исторического исследования // Теория и методология истории. — Волгоград: Учитель, 2014. — С. 386–408.
5. Дружинина О. Б. Средства дизайн-программирования // Декоративное искусство и предметнопространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. — 2018. — № 4-2. — С. 301–320.
6. Лекарева Н. А. Креативные задачи в обучении ландшафтному проектированию // Архитектон: известия вузов. — 2010. — № 1. — С. 37–40.
7. Лекарева Н. А. Моделирование как творческий метод в высшем образовании архитектора // Фундаментальные исследования. — 2007. — № 7. — С. 97–99.
8. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. — Санкт-Петербург: Академический проект, 1999. — 393 с.
9. Тош Д. Стремление к истине: Как овладеть мастерством историка. — Москва: Весь Мир, 2000. — 296 с.
10. Шилов А. А. Сценарный подход в формировании архитектурного пространства // Актуальные проблемы науки и техники. — Уфа: Вестник науки, 2020. — С. 428–434.
11. Alker H. R. Beneath Tit-for-Tat: The contest of political economy fairy tales within SPD protocols // Rediscoveries and Reformulations: Humanistic Methodologies for International Studies. — Cambridge: Cambridge University Press, 1996. — P. 303–331. https://doi.org/10.1017/CBO9780511598678
12. Paranavitana S. The Story of Sigiri. — Colombo: Lake House Investments, 1972. — 127 p.
13. Paranavitana Senarat. Sigiri Graffiti : Being Sinhalese Verses of the Eight, Ninth and Tenth Centuries. — London: Oxford University P. for the Government of Ceylon, 1956. — 244 p.
Рецензия
Для цитирования:
Абейсекера С., Воробьева Д.Н. Применение метода сценарного моделирования для виртуальной реконструкции утраченных памятников на примере Сигирии. Концепт: философия, религия, культура. 2025;9(1):116-130. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2025-1-33-116-130
For citation:
Abeysekera S., Vorobyeva D.N. Application of Scenario Modeling Method for Virtual Reconstruction of Lost Monuments Using the Example of Sigirya. Concept: philosophy, religion, culture. 2025;9(1):116-130. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2025-1-33-116-130