Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Парк «Молитвы императора» (г. Циньхуандао) с точки зрения репрезентации китайской культурной идентичности

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2025-1-33-131-147

Аннотация

Актуальность проблемы выстраивания обновлённых версий национальной идентичности и встраивания этих версий в контекст лоскутной глобализации обусловила в том числе интерес к особенностям межкультурного взаимодействия в условиях современной «эпохи социальной турбулентности». Цель данного исследования — описать модели репрезентации китайской культурной идентичности на примере ландшафтного парка «Молитвы императора» в г. Циньхуандао. Для достижения этой цели потребовалось, во-первых, проанализировать основные тенденции выстраивания идеологии государственного развития КНР в контексте процессов глобализации; во-вторых, описать объектную и культурно-семиотическую структуру парка «Молитвы императора» в призме «тренда на китаизацию», т.е. направленности на осознание и манифестацию китайской специфики; в-третьих, установить смысловые компоненты, связывающие объекты парка в единое целое и восстановить нарратив, увязывающий современную идеологию и историко-мемориальные реконструкции. Материалами данного исследования послужили, с одной стороны, непосредственно объект ландшафтной архитектуры; с другой — исследования условий, средств и методов формирования современной «китайской идентичности». Опираясь на коммуникативный подход, мемориальные исследования и понимание архитектуры как текста, а образов — как смыслопорождающей среды, подробно проанализированы: основные подходы к интерпретации «тренда на китаизацию»; парк как пример современной китайской ландшафтной архитектуры; значимые компоненты парка — планировка, скульптуры, рельефы, которые сопоставляются с историческими сведениями и культурными фактами, определена их роль в современном китайском обществе. В результате обосновано, что китайская культурная идентичность репрезентируется посредством апелляции к исторической памяти в единстве с пространственно-образными решениями. Будучи тематически посвященным Эпохе Сражающихся царств (Чжаньго), созданию первой китайской империи, а также поискам бессмертия, парк воспроизводит такие значимые компоненты культурной идентичности, как ценность нарратива о сильном едином государстве, которое является в том числе морской державой; значимость образования и традиционных учений (конфуцианства, даосизма, инь-ян), языка, поэзии, технологий административного управления, военного искусства и медицины, стремления к долголетию. Акцентируется формирование этих ценностей в обозначенный исторический период. Примечательна трансформация идеи физического бессмертия в современный символ целеустремленности, стойкости и освоения неизвестного.

Об авторах

М. С. Лютаева
Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых
Россия

Мария Сергеевна Лютаева — кандидат философских наук, доцент кафедры философии и религиоведения

600000, Владимир, ул. Горького, 87 (Россия)



Кунь Лю
Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых
Россия

Кунь Лю — аспирант кафедры философии и религиоведения, старший преподаватель кафедры английского языка Педагогического института

600000, Владимир, ул. Горького, 87 (Россия)



Список литературы

1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: размышления об истоках и распространении национализма. — Москва: Канон-Пресс-Ц, Кучково-Поле, 2001. — 288 с.

2. Васильев Л. С. Древний Китай. Т.1. Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII в. до н. э.). — Москва: Восточная литература, 1995. — 379 с.

3. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. — Москва: Восточная литература, 2001. — 487 с.

4. Виноградова Н. А. Китай, Корея, Япония: образ мира в искусстве. — Москва: Прогресс-традиция, 2010. — 288 c.

5. Зуенко И. Ю. Полдень, XXI век: Китай в эпоху Си Цзиньпина. — Москва: АСТ, 2024. — 301 с.

6. Инишев И. Пространственность образности // Topos: философско-культурологический журнал. — 2011. — № 1. — С. 116–125.

7. Кошевой С. А. Особенности развития Древнего Китая в период Чжаньго // Австрийский журнал гуманитарных и общественных наук. — 2014. — № 11-12. — С. 34–40.

8. Лисенкова А. А. Ценностно-смысловые основания формирования российской социокультурной идентичности // Гражданственность. Культура. Религия. — Пермь: Пермский государственный университет, 2022. — С. 13–24

9. Луман Н. Общество общества. Кн. 4-5: Дифференциация. Самоописания. — Москва: Логос, 2011. — 640 с.

10. Медведева Е. В. От города-сада к городу-парку: о функционировании урбанистической метафоры в тексте города // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2022. — № 1. — С. 68–78.

11. Пэн Ч. Историко-философский контекст формирования ладовой системы юнь-гун-дяо // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. — 2011. — №4. — С. 4–11.

12. Ревзин Г. Как устроен город. — Москва: Strelka Press, 2019. — 270 c.

13. Семененко И. С. Введение. Идентичность в мейнстриме политической науки и в фокусе публичной политики // Идентичность: личность, общество, политика. Новые контуры исследовательского поля. — Москва: Весь Мир, 2023a. — С. 9–16

14. Семененко И. С. Идентичность как ресурс общественного развития // Идентичность: личность, общество, политика. Новые контуры исследовательского поля. — Москва: Весь Мир, 2023b. — С. 18–26.

15. Силантьева М. В., Глаголев В. С. Моральные парадоксы эпохи турбулентности // Концепт: философия, религия, культура. 2024. — Т. 8, № 1. — С. 160–162. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-1-29160-162

16. Солодовникова О.Н. Искусство Китая. — Москва: АСТ, 2023. — 192 c.

17. Чэнь Я., Фомина М. Н. Теория культурной идентичности Чжэн Сяоюня // Концепт: философия, религия, культура. 2022. — Т. 6, № 3. — С. 7–21. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-3-23-7-21

18. Wu P. Семантика цветообозначения красный в китайской и русской лингвокультурах // Litera. — 2019. — № 6. — С. 137–146. https://doi.org/10.25136/2409-8698.2019.6.31474

19. 郑晓云:《文化认同论》,北京:中国社会科学出版社,1992, 286页。[Чжэн С. Теория культурной идентичности. — Пекин: Издательство социальных наук Китая, 1992. — 286 с.]. (На китайском).


Рецензия

Для цитирования:


Лютаева М.С., Лю К. Парк «Молитвы императора» (г. Циньхуандао) с точки зрения репрезентации китайской культурной идентичности. Концепт: философия, религия, культура. 2025;9(1):131-147. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2025-1-33-131-147

For citation:


Lyutaeva M.S., Liu K. Site Emperor Qing Begging Immortality (Qinhuangdao City) from the Perspective of Representing Chinese Cultural Identity. Concept: philosophy, religion, culture. 2025;9(1):131-147. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2025-1-33-131-147

Просмотров: 101


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)