Онтология «языка воспитания»: философская мозаика в оптике вызовов времени
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2025-2-34-7-29
Аннотация
В статье предпринята попытка моделирования онтологии «языка воспитания» в оптике философско-культурологического исследования. Актуальность рассмотрения данной темы связана прежде всего со стремлением осмыслить тенденцию универсализации отдельных идей и понятий в современных педагогических практиках в качестве «вечных и неизменных» — на фоне быстро меняющегося арсенала средств и методов познания и коммуникации современного общества. Цель исследования — предложить аргументированную реконструкцию онтологии современного «языка воспитания», пригодного для разрешения этого противоречия. Задачи исследования предполагают 1) на примерах науки, философии и художественной литературы описать основные подходы новоевропейской культуры к «языку воспитания»; 2) установить ключевые вызовы современности, определяющие необходимость обратиться к построению онтологии «языка воспитания»»; 3) выделить аксиологическую составляющую «языка воспитания»; 4) более детально проанализировать его эстетический и моральный аспекты. Основным методом исследования является категориальный анализ. Материалами исследования послужили философские труды и литературные произведения, затрагивающие тему «языка воспитания» и позволяющие проследить возможные модели соответствующих онтологий, описать условия их выделения, а также возможности и границы их применения в педагогической практике. В результате предпринятого исследования реконструирована онтология современного «языка воспитания», парадоксальным образом сочетающая идею «вечных ценностей» и динамический подход к онтологии культуры. Показано, что подходы к «языку воспитания» сложились в результате осмысления связи символизма, выраженного в языке, и идей конструктивизма, определяющего культуру как способ смыслополагания. Установлено, что к числу ключевых вызовов современности, потребовавших обратиться к построению онтологии «языка воспитания», входят проблемы коммуникации в современном обществе, связанные с изменениями социокультурной реальности. Среди них — поликультурность, инклюзия и поиск стабильности в нестабильном мире, в том числе за счёт включения в поле внимания концепции «вечных ценностей». Тем самым аксиологическая составляющая «языка воспитания» предстаёт как главный (и «вечный») вопрос, на который культура ищет (и находит) исторически конкретный ответ, имеющий нравственное и эстетическое измерение. Этот вопрос и представляет собой онтологию «языка воспитания», адаптирующего механизмы трансляции культурного наследия и обратную связь горизонтальной коммуникации к запросам времени.
Ключевые слова
Об авторах
О. Б. ПановаРоссия
Ольга Борисовна Панова — кандидат филологических наук, доцент
Российская Федерация, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36
Н. И. Маругина
Россия
Надежда Ивановна Маругина — кандидат филологических наук, доцент
Российская Федерация, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36.
Список литературы
1. Амонашвили Ш. Педагогическая симфония. — Москва: Амрита-Русь, 2019. — 312 с.
2. Афанасьева В. В., Анисимов Н. С. Постнеклассическая онтология // Вопросы философии. — 2015. — № 8. — С. 28–41.
3. Бадью А., Тарби Ф. Философия и событие: Беседы с кратким введением в философию Алена Бадью. — Москва: ИОН, 2013. — 191 с.
4. Бикертон Д. Язык Адама: как люди создали язык, как язык создал людей. — Москва: Языки славянских культур, 2012. — XXV, 308 с.
5. Выготский Л. С. Психология. — Москва: Эксмо-Пресс, 2000. — 1008 с.
6. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. — Москва: Искусство, 1991. — 367 с.
7. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука. — Москва: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998. – 480 с.
8. Головко Н. В. Научный реализм и натурализация семантики // Ценности и смыслы. — 2013. — № 3. — С. 75–87.
9. Гурулёва Т. Л. Педагогическая парадигма языкового образования // Вестник Читинского государственного университета. — 2009. — № 5. — С. 58–67.
10. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. — Санкт-Петербург: Наука, 2013. — 493 с.
11. Деннет Д. Разум: от начала до конца. — Москва: Эксмо, 2021. — 528 с.
12. Дольто Ф. Все это язык. — Санкт-Петербург: Питер, 2024. — 192 с.
13. Дольто Ф. Заповедный мир детства. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2015. — 640 с.
14. Корчак Я. Как любить ребёнка. — Москва: Политиздат, 1990. — 493с.
15. Красиков В. И. Онтологические схемы // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. — 2020. — № 5. — С. 3–19.
16. Кристиан Д. Большая история: с чего все начиналось и что будет дальше. — Москва: КоЛибри, 2019. — 430 с.
17. Куайн У. В. О. Преследуя истину. — Москва: Канон+, 2014. — 176 с.
18. Кузнецова А. Я., Омельченко Е. А. Современные парадигмы образования в контексте теории научных революций // Научно-методический электронный журнал "Концепт". — 2017. — №11. — С. 24–33. https://doi.org/10.24422/MCITO.2017.11.8152
19. Лакофф Д. Женщины, огонь и опасные вещи. Что категории языка говорят нам о мышлении. — Москва: Языки славянской культуры, 2004. — 792 с.
20. Левинас Э. Тотальность и бесконечное // Избранное: Тотальность и бесконечное. Москва: Культур. инициатива; Санкт-Петербург: Университет. кн., 2000. С. 66–291.
21. Левинас Э. Этика бесконечного // Диалоги о Европе / Керни Р. — Москва: Весь Мир, 2002. — С. 191-212.
22. Лиотар Ж.-Ф. Что есть истина? // Диалоги о Европе / Керни Р. — Москва: Весь Мир, 2002. — С. 296–310.
23. Лихачёв Д. С. Письма о добром и прекрасном. — Москва: Наука; Санкт-Петербург: Logos, 2006. — 320 с.
24. Макаренко А.С. Книга для родителей. — Москва: Концептуал, 2023. — 336 с.
25. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. — Москва: Изд-во гуманитарной литературы, 1995. — 216 с.
26. Музыка О. А., Холина О. А. Концепция инклюзии в контексте философии инструментализма // Социология. — 2020. — № 3. — С. 348–352.
27. Муравьёва О. С. Как воспитывали русского дворянина: Опыт знаменитых семей России — современным родителям. — Москва: Эксмо, 2021. — 304 с.
28. Нилл А. Воспитание свободой. Школа Саммерхилл. — Москва: АСТ, 2019. — 480 с.
29. Ньюфелд Г., Матэ, Г. Не упускайте своих детей. — Москва: Ресурс, 2018. — 448 с.
30. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. — Москва: Педагогика-Пресс, 1994. — 528 с.
31. Пинкер С. Язык как инстинкт. — Москва: URSS 2016. — 464 с.
32. Ржеуцкий В. С. Идеал воспитания дворянства в Европе. XVII–XIX века. — Москва: Новое литературное обозрение, 2018. — 496 с.
33. Рикёр П. Творческие возможности языка // Диалоги о Европе / Керни Р. — Москва: Весь Мир, 2002. — С. 228–255.
34. Смирнов А. В. Коллективное когнитивное бессознательное и его функции в логике, языке и культуре // Вестник Российской академии наук. — 2017. — № 10. — С. 867–878. https://doi.org/10.7868/S0869587317100012
35. Смирнов А. В. Сознание как смыслополагание // Философский журнал. — 2014. — № 1. — С. 35–57.
36. Стёпин В. С. Исторические типы научной рациональности: проблемы демаркации и преемственности // Философия, методология и история науки. — 2015. — № 1. — С. 6–27. https://doi.org/10.17720/2413-3809.2015.t1.1.s01
37. Судакова Н. Е. Инклюзия как ценностное ядро философии гуманизма // Обсерватория культуры. — 2018. — Т. 15, № 1. — С. 21–31. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-1-21-31
38. Сулима И. И. Бытийный статус языка в образовании // Вестник Мининского университета. — 2019. — Т. 7, № 4. — С. 16. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-4-16
39. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — Москва: Концептуал, 2019. — 320 с.
40. Тестов В. А. О понятии педагогической парадигмы // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2013. — № 5. — С. 16–20.
41. Томаселло М. Истоки человеческого общения. — Москва: Языки славянских культур, 2011. — 323 с.
42. Фитч У. Т. Эволюция языка. — Москва: Языки славянской культуры, 2013. — 767 с.
43. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехнологической революции. — Москва: АСТ, 2008. — 349 с.
44. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. — Москва: Республика, 1993. — 447 с.
45. Харари Ю. Homo Deus. Краткая история будущего. — Москва: Синдбад, 2020. — 492 с.
46. Хомский Н. Избранное. — Москва: Энциклопедия-ру, 2016. — 717 с.
Рецензия
Для цитирования:
Панова О.Б., Маругина Н.И. Онтология «языка воспитания»: философская мозаика в оптике вызовов времени. Концепт: философия, религия, культура. 2025;9(2):7-29. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2025-2-34-7-29
For citation:
Panova O.B., Marugina N.I. Ontology of the Language of Education: a Philosophical Mosaic and the Dictate of the Time. Concept: philosophy, religion, culture. 2025;9(2):7-29. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2025-2-34-7-29