26 – 27 марта 2024 во Владивостоке в онлайн-формате состоялась Научно-практическая конференция «Авангард в России как новая эстетическая модель», организованная департаментом философии и религиоведения Школы искусства и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета. В мероприятии приняли участие преподаватели, аспиранты и соискатели из вузов Москвы, Санкт-Перербурга, Екатеринбурга, Барнаула и Владивостока, а также ведущие научные сотрудники и эксперты из Русского музея г. Санкт-Петербурга. Проявленный интерес к научно-практической конференции показал, насколько общая тема конференции и обозначенные направления дискуссии по-новому актуальны сегодня. Перед конференцией стояла задача рассмотреть развитые в русской культуре рубежа XIX – XX вв. ценности как целостный феномен, выразившийся в становлении эстетических форм, с опорой как на философские, исторические, литературные, научные факты, так и на факты общественной и повседневной жизни. В рамках конференции, которую открыли П. А. Щербина, к.и.н., директор ШИГН ДВФУ, О. А Коротина к.ф.н., директор департамента философии и религиоведения ШИГН ДВФУ, Н. А. Федоровская, д. искусствоведения, директор департамента искусств и дизайна ШИГН ДВФУ, прошло пленарное заседание, где прозвучали доклады к.ф.н., доцента департамента философии и религиоведения ШИГН ДВФУ, доцент кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин ТГМУ Малковой Н Ю., доцента кафедры композиционно-художественной подготовки Уральского государственного архитектурно-художественного университета имени Н.С. Алфёрова Шарапова И. А., ведущего научного сотрудника отдела живописи второй половины XIX – начала XXI вв. Русского музея Мусаковой О Н. Модератором заседания выступил к.ф.н., доцент департамента философии и религиоведения ШИГН ДВФУ Матвеенко В. А. Работа конференции строилась вокруг обсуждения вопросов, затрагивающих, как особенности становления и развития авангарда, когда наряду с преемственностью идей и эстетической рефлексией имеющие место быть в культуре России в середине XIX в., способствующих импульсу формирования образ искусства будущего, а также влиянием получивших развитие в западной Европе направлений футуризма, кубизма и др, авангардистами были переосмыслены неотъемлемые основания искусства, так и созданы конкретные программы искусства будущего, в которых эксплицировались их собственные манифестации и открытия. В ходе второго дня конференции были заслушаны доклады, посвященные темам: искусство как способ интерпретации философских идей, связи искусства и повседневности, перформативным стратегиям авангарда, а также проблема человека и дискуссии об истинном искусстве. Доклад доцента кафедры литературы Алтайский государственный педагогический университет к. фил. наук, доцент Богумил Т. А. был посвящен интертекстуальным перекличкам в литературных экспериментах имажинистов. Цинизм, имморализм и ирония, которые можно найти в корпусе их текстов, вырастают из философии кинизма, кроме того, ирония, как и в лирике символистов, будет играть в их текстах большую роль в создании своего читателя. О значении русской культуры и о влиянии идей авангарда на становления взглядов на культуру Хо Ши Мина, которые легли в основу культурной политики Вьетнама, сохраняющие свое значение для страны и сегодня, сообщила аспирант Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Чан Тхи Нгок. Анализ влияния идей исторического авангарда на феномен моды в Советском Союзе был представлен в докладе Серёжкина Д. С, преподаватель-исследователь СПб ГУПТиД. Ряд докладов был посвящен перформативным стратегиям русского авангарда. Например, Матвиенко К. Н, к. искусствоведения, куратор образовательных программ, заместитель руководителя отдела внешних коммуникаций и развития ГБУК Московский драматический театр им. К.С. Станиславский (Электротеатр Станиславский), руководитель магистратуры “Социальный театр” ГИТИС, раскрыла ключевые идеи идеологи пролеткульта. А.А. Богдановым и П.М. Керженцевым была создана концепция нового искусства, способная позитивно трансформировать модели человеческого общежития, которые сегодня в качестве практики сотворчества могут помочь человеку обрести полноту своего присутствия в мире и связь с другими. Декан факультета сценографии и театральной технологии Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Школа-студия (институт) имени Вл. И. Немировича-Данченко при Московском Художественном академическом театре имени А. П. Чехова» Неволина О. С., говоря о развитии кинетизма в России, художественного направления, в основе которого лежит идея движения формы, подчеркнула важность обращения к авангарду в России, так как экспериментальные практики художников авангарда становятся в наши дни методами и принципами для многих современных художники, создающих высокотехнологичные произведения. На актуальности художественных решений, изменившие отношение к детскому театру, сосредоточилась и Мухамедзянова А. А., соискатель первого года Российский государственный институт театрального искусства. Червяков Н. А., аспирант Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, старший научный сотрудник библиотеки-музея «Дом А.Ф. Лосева», преподаватель Российского университета кооперации, предложил рассмотреть Сборники, выходившие в период 1908 – 1922 гг., в качестве уникального феномена. Проблема «кризиса театра» на рубеже XIX – XX вв. мыслителями и идеологами интерпретировалась от полного неприятия театра (как у Айхенвальда) и идеологического театра (социализм) до превращения театра в культ и религиозное действо (символизм). Проблема человека и дискуссии об истинном искусстве в идейном поиске русских авангардистов были представлены докладами, Петровой Е. Н, главного эксперта Русского музея по научно-издательской деятельности, которая поделилась своим исследованием новаторских поисков П. Филонова и К. Малевича. Показала, что надежда на объединение двух художников все-таки обернулась разногласиями в трактовке понятия «Мирового расцета», и в итого в творчестве художников сформировалось два разных способа интерпретации реальности. Об изменении стратегий отношений К. Малевича слову и образу в разные периоды творчества к.фил.н., доцент кафедры гуманитарных дисциплин, философско-социологический факультет ИОН РАНХиГС Плотников К. И. предложил трактовать как 1) создание образа (иллюстрации) для чужих стихов, 2) использование чужого слова и его взаимодействие с собственными текстами художника, 3) соотношение собственных текстов (включая поэтические) со своими же живописными произведениями в рамках одного временного периода или одного пространственного периода (на плоскости одного листа). Говоря об уникальном формате в изобразительном искусстве, о стремлении к свободе самовыражения на примере художника-космиста В. Черноволенко (1900-1972), о возможностях человека в переустройстве мира на новых началах Сумарокова О.Е., главный специалист по экономическому сотрудничеству Японского центра во Владивостоке Филиал АНО «Японский центр по развитию торгово-экономических связей»,востоковед-японист), обратила внимание на биографические и идейные связи его творчества с Приморским краем. В ходе двухдневной дискуссии участники конференции отмечали, что созданные авангардом эстетические формы, стратегии и практики, ставшие ответом на кризис рубежа XIX–XX вв, доставшееся нам в наследство, не освоены в полной мере. Отсюда интерес к авангарду в первую очередь как идейному и мировоззренческому течению в контексте вопроса о человеке и его месте в мире приобретает особую остроту. Автор: Наталья Юрьевна Малкова |