От «народной» к «проживаемой»: становление концептуальных контуров исследования частных форм религии
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2025-2-34-64-84
Аннотация
Статья посвящена обзору теоретических подходов к осмыслению частных форм религии. Под частными формами религии понимается верования и практики, выходящие за рамки исключительно институциональных структур и доктрин. Актуальность темы связана с существующим запросом на выявление тенденций развития религиозной ситуации с опорой на данные о практиках, имеющих место в повседневной жизни верующих. Цель исследования — проследить особенности концептуализации понятия «частная религия» в качестве широкой рамки описания религиозной реальности. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 1) на основании систематизации существующей исследовательской литературы выделить ключевые оптики изучения частных форм религии; 2) сопоставить специфику определений религиозной реальности в каждой из этих оптик; 3) установить ключевые элементы наиболее широкого подхода к религиозной реальности в свете теории «проживаемой религии»; 4) проследить генетическую связь теорий рамки «проживаемой религии» с предшествовавшими формами теоретизирования, описать эволюцию этих представлений в терминах религиозной эпистемологии. Материалами исследования послужили публикации, посвящённые частным формам религии, рассматриваемым в рамках концепций «проживаемой религии» (lived religion), вернакулярной религии (vernacular religion), смежных концепций, а также их предшественников — «популярной религии» (popular religion) и «народной религии» (folk religion), обусловивших появление современных моделей. В качестве методологической базы использованы: метод теоретического анализа и SWOT-анализ для оценки внутренних логик рассматриваемых концепций, метод исторического анализа, позволивший проследить эволюцию подходов и установить их истоки, а также метод компаративного анализа для сопоставления существующих стратегий исследования частных форм религии. В результате выявлены концептуальные контуры исследования частных форм религии с учётом особенностей предшествующих теорий. Выводы. 1. Систематизация исследовательской литературы выявила две группы исследований: «традиционные» исследования «народной религии» и публикации, вышедшие в последние десятилетия XX в. в рамках попыток пересмотра традиционных оптик. Первая группа представлена источниками, акцентировавшими внимание на «народных» верованиях и практиках. Вторая группа включает современные теории «проживаемой», «вернакулярной», «материальной» и иных концептуализаций частных форм религии, которые развивались как рефлексия на ограничения существующих моделей. 2. Каждая из оптик, фокусирующихся на частных формах религии, акцентирует несводимость описания к наблюдаемым феноменам; при этом «вернакулярная религия» фиксирует прежде всего наличие иррационального элемента протекания религиозной жизни; «материальная религия» устанавливает значение предметно выраженной объективации религиозной жизни; «проживаемая религия», по нашему мнению, является наиболее широким понятием, раскрывающим многообразие возможных теоретических подходов к частным формам религии. 3. Ключевыми элементами современных концепций частных форм религии являются: представление об их динамической природе; акцент на повседневных практиках и их контексте; ориентация на эмпирический анализ и применение качественных методов исследования; приоритет исследования материальной культуры, личного опыта верующих и сенсорных аспектов поклонения. 4. В рамках обращения к теоретическим истокам современных подходов определены основные методологические затруднения (связанные, прежде всего, с иерархической и оценочной спецификой традиционных теорий), а также выявлена проблема нейтральной терминологии, связанная с неизбежностью дискурсивных ассоциаций и дихотомических противопоставлений, которые, несмотря на критику, продолжают воспроизводиться в исследованиях. Выявлено, что комплексный анализ институциональных и частных практик с позиций системно проводимого фальсификационизма остаётся сравнительно редким, что указывает на перспективность дальнейших исследований в этой области.
Об авторах
И. И. ЕфремовРоссия
Иосиф Иосифович Ефремов — магистр со знанием иностранного языка, независимый исследователь
400081, г. Волгоград, ул. Хуторская, 71
А. А. Беломыцев
Россия
Арсений Анатольевич Беломыцев — кандидат философских наук, независимый исследователь
350916, г. Краснодар, ул. Курганная, 79
Список литературы
1. Аринин Е. И., Лютаева М. С., Силантьева М. В. Феномен «вернакулярного»: между «родными курами», архитектурной «причудливостью» и «живой религиозностью» // Вопросы философии. — 2023. — № 2. — C. 121–131. https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-2-121-131
2. Лихачёв Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого: (Конец XIV – начало XV в.). — Москва; Ленинград: Изд-во Акад. наук СССР, 1962. — 172 с.
3. Лютаева М. С. «Живая религия» и «вернакулярная религия». Проблема концептуализации терминов // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2023. — Т. 23, № 3. — C. 119–127. https://doi.org/10.37482/2687-1505-V261
4. Никольский Н. М. История русской церкви. — Москва: Политиздат, 1983. — 448 с.
5. Островская Е. А. Миссия выполнима: православные батюшки-блогеры // Концепт: философия, религия, культура. — 2021. — Т. 5, № 1. — С. 44–59. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-1-17-44-59
6. Островская Е. А. Ритуалы в дискурсах цифрового православия: методология и направления исследования // Концепт: философия, религия, культура. — 2020. — Т. 4, № 1. — С. 105–120. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-1-13-105-120
7. Панченко А. А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. — Москва: ОГИ, 2002. — 544 с.
8. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — Москва: Наука, 1981. — 608 с.
9. Смилянская Е. Б. Волшебники. Богохульники. Еретики: народная религиозность и «духовные преступления» в России XVIII в. — Москва: Индрик, 2003. — 462 с.
10. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. — Москва: Прогресс, 1995. — 624 с.
11. Университетские исследования религии в ХХI в.: российское религиоведение в контексте философского и конкретно-научного знания / О. Ю. Бойцова, И. П. Давыдов, А. С. Каимова, О. В. Осипова // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. — 2024. — Т. 48, № 6. — С. 113–129. https://doi.org/10.55959/MSU0201-7385-7-2024-6-113-129
12. Ammerman N. T. Chapter 3. Culture and Identity in the Congregation // Studying Congregations: A New Handbook. — Nashville: Abingdon, 1998. — P. 78–104.
13. Ammerman N. T. Golden Rule Christianity: Lived Religion in the American Mainstream // Lived Religion in America: Toward a History of Practice. — Princeton: Princeton University Press, 1997. — P. 196–216. https://doi.org/10.2307/j.ctv143mdcw.12
14. Ammerman N. T. Lived Religion as an Emerging Field: An Assessment of Its Contours and Frontiers // Nordic Journal of Religion and Society. — 2016. — Vol. 29, No 2. — P. 83–99. https://doi.org/10.18261/issn.1890-70082016-02-01
15. Ammerman N. T. Sacred Stories, Spiritual Tribes: Finding Religion in Everyday Life. — New York: Oxford University Press, 2014. — 376 p.
16. Ammerman N. T. Spiritual but not Religious?: Beyond Binary Choices in the Study of Religion // Journal for the Scientific Study of Religion. — 2013. — Vol. 52, No 2. — P. 258–278. https://doi.org/10.1111/jssr.12024
17. Asad T. The Construction of Religion as an Anthropological Category // Genealogies of Religion: Discipline and Reasons of Power in Christianity and Islam. — Baltimore: John Hopkins University Press, 1993. — P. 27–54.
18. Avishai O. Theorizing Gender from Religion Cases: Agency, Feminist Activism, and Masculinity // Sociology of Religion. — 2016. — Vol. 77, No 3. — P. 261–279. https://doi.org/10.1093/socrel/srw020
19. Bender C. Heaven’s Kitchen: Living Religion at God’s Love We Deliver. — Chicago: University of Chicago Press, 2003. — 199 p.
20. Berger P. L. The Heretical Imperative. Contemporary possibilities of religious affirmation. — Garden City, New York: Anchor Press / Doubleday, 1979. — XV, 220 p.
21. Berger P. L. The Sacred Canopy: Elements of a sociological theory of religion. — Garden City, New York: Doubleday, 1967. — VII, 230 p.
22. Bowman M. Vernacular Religion and Contemporary Spiritualities. Tribute to Leonard Norman Primiano (1957–2021) // Traditiones. — 2022. — Vol. 50, No 3. — P. 7–14. https://doi.org/10.3986/Traditio2021500301
23. Bowman M., Valk Ü. Vernacular Religion in Everyday Life: Expressions of Belief. — New York; London: Routledge, 2012. — 320 p. https://doi.org/10.4324/9781315728643
24. Brown A. S., Hall D. D. Family Strategies and Religious Practice: Baptism and the Lord’s Supper in Early New England // Lived Religion in America: Toward a History of Practice. — Princeton: Princeton University Press, 1997. — P. 41–68. https://doi.org/10.2307/j.ctv143mdcw.6
25. Brückner W., Wedgwood S. Popular Piety in Central Europe // Journal of the Folklore Institute. — 1968. — Vol. 5, No 2/3. — P. 158−174. https://doi.org/10.2307/3814208
26. Campbell H.A. Framing the human-technology relationship: How Religious Digital Creatives engage posthuman narratives // Social Compass. — 2016. — Vol. 63, No 3. — P. 302–318. https://doi.org/10.1177/0037768616652328
27. Casanova J. Public religions in the modern world. — Chicago: University of Chicago Press, 1994. — 330 p.
28. Coleman S. Material religion a fruitful tautology? // Material Religion. — 2009. — Vol. 5, No. 3. — P. 359−360. https://doi.org/10.2752/175183409X12550007730101
29. Desroche H., Le Bras G. Religion légale et religion vécue: Entretien avec Gabriel Le Bras // Archives de sociologie des religions. — 1970. — Vol. 15, No 29. — P. 15–20.
30. Durkheim E. The Elementary Forms of Religious Life. — New York: Free Press, 1995. — 552 p.
31. Everyday Religion: Observing Modern Religious Lives / ed. by Ammerman N. T. — New York: Oxford University Press, 2007. — 243 p. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195305418.001.0001
32. Evolvi G. Hybrid Muslim identities in digital space: The Italian blog Yalla // Social Compass. — 2017. — Vol. 64, No 1. — P. 43–60. https://doi.org/10.1177/0037768617697911
33. Ginzburg C. The Cheese and the Worms: The Cosmos of a Sixteenth-Century Miller. — Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1992. — 177 p.
34. Golan O., Stadler N. Building the sacred community online: The dual use of the Internet by Chabad // Media,
35. Culture & Society. — 2016. — Vol. 38, No 1. — P. 71–88. https://doi.org/10.1177/0163443715615415
36. Gould R. K. Getting (Not Too) Close to Nature: Modern Homesteading as Lived Religion in America // Lived Religion in America: Toward a History of Practice. — Princeton: Princeton University Press, 1997. — P. 217–242. https://doi.org/10.2307/j.ctv143mdcw.13
37. Griffith R. M. Submissive Wives, Wounded Daughters, and Female Soldiers: Prayer and Christian Womanhood in Women’s Aglow Fellowship // Lived Religion in America: Toward a History of Practice. — Princeton: Princeton University Press, 1997. — P. 160–195. https://doi.org/10.2307/j.ctv143mdcw.11
38. Hervieu-Léger D. What Scripture Tells Me: Spontaneity and Regulation within the Catholic Charismatic Renewal // Lived Religion in America: Toward a History of Practice. — Princeton: Princeton University Press, 1997. — P. 22−40. https://doi.org/10.2307/j.ctv143mdcw.5
39. Hori I. Folk Religion in Japan: Continuity and Change. — Chicago: The University of Chicago Press, 1968. — 278 p.
40. Jeldtoft N. J. Lived Islam: Religious Identity with “Non-Organized” Muslim Minorities // Ethnic and Racial Studies. — 2011. — Vol. 34, No 7. — P. 1134–1151. https://doi.org/10.1080/01419870.2010.528441
41. Kapaló J. A. Folk Religion in Discourse and Practice // Journal of Ethnology and Folkloristics. — 2013. — Vol. 7, No. 1. — P. 3–18.
42. Knibbe K., Kupari H. Theorizing lived religion: introduction // Journal of Contemporary Religion. — 2020. — Vol. 35, No 2. — P. 157–176. https://doi.org/10.1080/13537903.2020.1759897
43. Konieczny M. E. Sacred Places, Domestic Spaces: Material Culture, Church, and Home at Our Lady of the Assumption and St. Brigitta // Journal for the Scientific Study of Religion. — 2009. — Vol. 48, No 3. — P. 419–442. https://doi.org/10.1111/j.1468-5906.2009.01458.x
44. Leach E. R. Cambridge Papers in Social Anthropology: Dialectic in Practical Religion. — Cambridge: Cambridge University Press, 1968. — 207 p.
45. Leszczynska K., Zielinska K. Gender in Religion? Religion in Gender? Commentary on Theory and Research on Gender and Religion // Studia Humanistyczne AGH. — 2016. — Vol. 15, No 3. — P. 7−17. https://doi.org/10.7494/human.2016.15.3.7
46. Lived Religion in America: Toward a History of Practice / ed. by D. D. Hall. — Princeton: Princeton University Press, 1997. — 280 p. https://doi.org/10.2307/j.ctv143mdcw
47. Løvland A., Repstad P. Playing the Sensual Card in Churches: Studying the Aestheticization of Religion // Sociological Theory and the Question of Religion. — Farnham: Ashgate, 2014. — P. 179–198.
48. Luckmann T. The Invisible Religion. The problem of religion in modern society. — New York; London: Macmillan, 1967. — 128 p.
49. Luhrmann T. M. When God Talks Back: Understanding the American Evangelical Relationship with God. — New York: Alfred A. Knopf, 2012. — XXV, 434 p.
50. Marriott M. Little Communities in an Indigenous Civilization // Anthropology of Folk Religion. — New York: Random House Inc, 1960. — P. 169–218.
51. McDannell C. Material Christianity. — New Haven: Yale University Press, 1995. — 312 p.
52. McGuire M. B. Lived Religion: Faith and Practice in Everyday Life. — New York: Oxford University Press, 2008. — 290 p.
53. Neitz M. J. Lived Religion: Signposts of Where We Have Been and Where We Can Go from Here // Religion, Spirituality and Everyday Practice. — New York: Springer, 2011. — P. 45–55. https://doi.org/10.1007/978-94-0071819-7_4
54. Orsi R. Everyday Miracles: The Study of Lived Religion // Lived Religion in America: Toward a History of Practice. — Princeton: Princeton University Press, 1997. — P. 3–21.
55. Pettersson O. Der Begriff “Volksreligion”. Ein religionsgeschichtliches Problem // Ethnologia Europaea. — 1970. — Vol. 4, No 1. — P. 63–66.
56. Primiano L. Afterword: Manifestations of the religious vernacular: Ambiguity, power, and creativity // Vernacular Religion in Everyday Life: Expressions of Belief. — New York; London: Routledge, 2012. — P. 382–394.
57. Primiano L. Vernacular Religion and the Search for Method in Religious Folklife // Western Folklore. — 1995. — Vol. 54, No 1. — P. 37–56. https://doi.org/10.2307/1499910
58. Redfield R. Tepoztlan: A Mexican Village. — Chicago: The University of Chicago Press, 1930. — 247 p.
59. Redfield R. The Folk Culture of Yucatan. — Chicago: The University of Chicago Press, 1941. — 416 p.Religion, Dress and the Body / ed. by L. B. Arthur. — Oxford: Berg Publishers, 1999. — VII, 203 pp.
60. Schauerte H. Entwicklung und gegenwärtiger Stand der religiösen Volkskundeforchung // Historisches Jahrbuch. — 1953. — Vol. 72. — P. 516–534.
61. Scheibe K. E., Sarbin T. R. Towards a Theoretical Conceptualization of Superstition // British Journal for the Philosophy of Science. — 1965. — Vol. 16, No. 62. — P. 143–158.
62. Schmidt L. E. Practices of Exchange: From Market Culture to Gift Economy in the Interpretation of American Religion // Lived Religion in America: Toward a History of Practice. — Princeton: Princeton University Press, 1997. — P. 69–91. https://doi.org/10.2307/j.ctv143mdcw.7
63. Schreiber G. Volksreligiösität im deutschen Liebensraum: Zur Arbeitsaufgabe und Quellenkunde. Sonderabdruck aus Volk und Volkstum. — München: Kösel & Pustet, 1936. — 33 s.
64. Stähle H. Russian Church in the Digital Era: Mediatization of Orthodoxy. — London: Routledge, 2021. — 238 p. https://doi.org/10.4324/9780367814380
65. The origin and mission of Material Religion / B. Meyer, D. Morgan, C. Paine, S. Plate // Religion. — 2010. — Vol. 40, No 3. — P. 207–211. https://doi.org/10.1016/j.religion.2010.01.010
66. Trachtenberg J. Jewish Magic and Superstition: A Study in Folk Religion. — Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2004. — XXXII, 357 p.
67. Vásquez M. A. Grappling with the Legacy of Modernity // Religion on the Edge: De-Centering and Re-Centering the Sociology of Religion. — New York: Oxford University Press, 2013. — P. 23–42. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199938629.003.0002
68. Weigert J. Religiöse Volkskunde: Versuch. — Freiburg: Herder, 1924. — 124 s.
69. Weiss R. Grundzüge einer protestantischen Volkskultur // Schweizerisches Archiv für Volkskunde. — 1965. — Vol. 61. — P. 75–91.
70. Werner L. F. Aus einer vergessenen Ecke: Beitrage zur deutschen Volkskunde. — Langensalza: Beyer & Söhne, 1909. — 208 s.
71. Yoder D. Toward a Definition of Folk Religion // Western Folklore. — 1974. — Vol. 33, No 1. — P. 2–15. https://doi.org/10.2307/1498248
Рецензия
Для цитирования:
Ефремов И.И., Беломыцев А.А. От «народной» к «проживаемой»: становление концептуальных контуров исследования частных форм религии. Концепт: философия, религия, культура. 2025;9(2):64-84. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2025-2-34-64-84
For citation:
Efremov I.I., Belomytsev A.A. From Folk to Lived: The Formation of Conceptual Frameworks for the Study of Private Forms of Religion. Concept: philosophy, religion, culture. 2025;9(2):64-84. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2025-2-34-64-84