Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

«Православный разлом»: образ России и «русского мира» в оптике общественного мнения православных верующих современной Польши

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2025-2-35-83-105

Аннотация

Православный ареал Польши, географически весьма протяжённый, но численно очень незначительный, представляет интереснейший феномен с точки зрения его конфессиональной, лингвистической и культурной специфики. Данное исследование фокусирует внимание на проблеме отражения образа современной России и трактовки «русского мира» в общественном мнении Польши, представленном чрезвычайно широко и не сводимом к публикациям медиа. Соответственно его целью является определение основных векторов оценки этих феноменов на материале кейсов, попавших в поле дискуссии внутри самой Польши, особенно тех, кто так или иначе оценивает ареал польского православия изнутри самого польского православия. Задачи исследования: 1) обосновать релевантную методологию анализа общественного мнения в призме экспертных оценок одной из сторон общественной дискуссии; 2) уточнить современные подходы к понятию «православный поляк», раскрыть институциональные особенности польского православия; 3) описать специфику феномена русофобии как одного из вариантов негативного образа России, выявить его исторические основания и современные акценты в польском социуме; 4) выявить лингвокультурную специфику актуальных процессов в современном польском православии на материале конфессиональной лексики, а также определить лингвокультурные маркеры оценочности, связанные с особенностями восприятия польского православия сквозь призму образа России и «русского мира» в современной Польше; 5) установить специфику отношения польского общества к кириллице как общему достоянию славянских народов в контексте современных национально-культурных, конфессиональных и этнорелигиозных дистинкций. Исследование опирается на компаративный и аксиологический подходы, в нём использованы приёмы имагологии и лингвокультурологии.  Применяются также конкретные исследовательские методы экспертного интервью, дискурс- и SWOTанализа, а также метод кейсов. Материалами исследования послужили отдельные публикации польских медиа (в том числе православных), публицистика, художественные, философские и научные труды, а также экспертные оценки проблем, связанных с православием в Польше и восприятием образа России и «русского мира» в этой стране. В результате обоснован вывод о наличии цивилизационного разлома, проходящего по линии самоидентификации «православных поляков», одним из ключевых маркеров которого, как это ни парадоксально, является отношение к русской культуре. Обоснована роль имагологии и лингвокультурологии в анализе специфики общественного мнения, отталкивающегося сегодня от образа России и «русского мира» даже в рамках польского православия. Параллельно анализ подходов к самому понятию «православный поляк» выявляет наличие дрейфа его содержания от этноконфессиональной спецификации этого сообщества к его самоописанию языком национально-культурной и общегражданской идентичности. В свою очередь, уточнение влияния институциональных особенностей современного польского православия показывает наличие «разломов» (например, проблема признания легитимности получения автокефалии из рук Константинопольского либо Московского патриарха) в самой организационной структуре этой конфессии. В итоге усиливается вектор русофобии, объективирующий негативный образ России, множащий стереотипы и затрудняющий процессы самовосприятия самим православным полякам. Лингвокультурная специфика современного польского православия определена в призме ряда лингвокультурных маркеров полярной оценочности в самовосприятии польского православия, вследствие чего образы России и русского «мира» нередко играют роль пейоратива. При этом однозначно позитивные коннотации в «польском мире» вызывает кириллица, воспринимаемая в призме науки, церковной жизни и политики как общее достояние славянских народов, хранительницей которого выступает Польша.

Об авторе

Е. В. Федюкина
Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
Россия

Елена Владимировна Федюкина — кандидат культурологии, доцент кафедры общей и славянской филологии, Институт славянской культуры, Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)

129337 Хибинский проезд, д. 6, Москва, Россия

Член Комиссии по языку религии Международного комитета славистов, Диплом II степени IX открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» в номинации» «Лучшее справочное и краеведческое издание» за книгу «Лексикон православной терминологии русско-польской» (Издательство Варшавской Митрополии, 2014). (Россия)



Список литературы

1. Бахарева М. Д. Современная имагология: значение и перспективы развития // Концепт: философия, религия, культура. — 2022. — Т. 6, № 2. — С. 86–101. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-222-86-101

2. Вежбицки А. Католицизм и польское нациестроительство // Вопросы национализма. — 2014. — №1. — С. 69–80.

3. Галковский А. К вопросу о диапазоне хрематонимии // Этнолингвистика. Ономастика. Этимология. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2015. С. 76–77.

4. Козлов А. С. Инструментарий и смысл «авторских переводов» в «Res Gestae» Аммиана Марцеллина // Imagines Mundi: Альманах исследований всеобщей истории XVI–XX вв. — 2024. — Т. 15, № 6. — С. 11–33.

5. Лабынцев Ю. А., Щавинская Л. Л. Белорусско-украинско-русская православная книжность межвоенной Польши: Исследования и публикации по материалам экспедиции 1996 г. — Москва: Индрик, 1999. — 312 с.

6. Лабынцев Ю. А., Щавинская Л. Л. Литературное наследие «православных поляков» Польше // Славяноведение. — 2000. — № 3. — С. 8–89.

7. Лазари А. Польская и русская душа — взаимное восприятие // Польская и русская душа. Современный взгляд. — Лодзь: Wydawnictwo Ibidem, 2003. — 340 c.

8. Лешкова О. О. «Ruski, rosyjski, radziecki, sowiecki...»: к вопросу о семантической и прагматической эволюции лексем // Славянский мир: язык, литература, искусство. — Москва: МАКС Пресс, 2018. — С. 164–167.

9. Лукин Ю. А. Отношение к духовным ценностям: видимость и реальность // Христианская цивилизация: система основных ценностей. Мировой опыт и российская ситуация — Москва: Научный эксперимент, 2007. — С. 113–124.

10. Лыкошина Л. С. Национальные меньшинства в контексте политического развития Республики Польша // Восточная Европа: межгосударственные и этносоциальные отношения в XXI в. — Москва: ИНИОН РАН. 2016. — С. 81–106.

11. Назарова Е. Ф., Фокина А. В. Русский мир: обновление подходов к концепции // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2015. — № 6. — С. 338–343.

12. Рощенко В., прот. Мысли о Боге и вечном. — Варшава: Варшавская православная митрополия, 2023. — 239 с.

13. Тишков В. А. От этноса к этничности и после // Этнографическое обозрение. — 2016. — № 5. — С. 5–22.

14. Трыков В. П. Теоретические проблемы изучения образа другого // Россия в литературе Запада. — Москва: МПГУ, 2017. — С. 17–41.

15. Федюкина Е. В. Динамика коннотативного поля слова ruski в польском языке // Аксиологические аспекты современных филологических исследований. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2023. — С. 177–178.

16. Федюкина Е. В. Специфика публицистического дискурса о России в польских православных СМИ // Актуальные проблемы славянской филологии, культуры и журналистики. — Нижний Новгород: ННГУ, 2024. — С. 233–239.

17. Федюкина Е. В. К вопросу о «русскости» православного населения современной Польши // // Славянские чтения. — Москва: РГУ им. А.Н. Косыгина, 2019. — С. 118–123.

18. Федюкина Е. В. Культурные ценности польского православия в свете современной аксиологии // ELPIS. — 2022. — Т. 24. — C. 81–87. http://doi.org/10.15290/elpis.2022.24.12

19. Хорев В. А. Польша и поляки глазами русских литераторов. — Москва: Индрик, 2005. — 232 с.

20. Щипков А. В. Дискурс ортодоксии. Описание идейного пространства современного русского православия. — Москва: Издательство Московской Патриархии РПЦ, 2021. — 464 с.

21. Ярошевич-Переславцев З. Судьба кириллических изданий «литовской» печати // Исторический путь литовской письменности. — Вильнюс: Издательство Института литовского языка, 2005. — С. 43–59.

22. Bołtryk M. Dusza Łemka // Siewcy. — Białystok: Fundacja im. Księcia K. Ostrogskiego. 2019. — Ss. 385–391.

23. Charkiewicz J. Święta i święci Kodeksu Supraskiego. — Białystok: Fundacja Ojkomonos, 2023. — 118 s.

24. Codex Suprasliensis. Kodeks supraski czyli Cyrylicka księga supraska w przekładzie na język polski / B. A. Borkowski, M., Abijski, Z. Brzozowska, et al. — Białystok: Fundacja Oikonomos, 2023. — 432 s.

25. Czykwin E. Białoruska mniejszość narodowa jako grupa stygmatyzowana. — Białystok: Trans Humania, 2000. — 360 s.

26. Łagowski B. Polska chora na Rosję. — Warszawa: Fundacja Oratio Recta, 2016. — 335 s.

27. Radziukiewicz A. Bliski mi Wschód. — Białystok: Fundacja Ostrogskiego, 2017. — 350 s.

28. Zieliński J. Teoria cywilizacji według Feliksa Konecznego // Studia Koszalińsko-Kołobrzeskie. — 2019. — №26. — S. 289–303. http://doi.org/10.18276/skk.2018.26-15


Рецензия

Для цитирования:


Федюкина Е.В. «Православный разлом»: образ России и «русского мира» в оптике общественного мнения православных верующих современной Польши. Концепт: философия, религия, культура. 2025;9(3):83-105. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2025-2-35-83-105

For citation:


Fedyukina E.V. Orthodox Rift: The Image of Russia and the Russian World in the Public Opinion of Orthodox Believers in Modern Poland. Concept: philosophy, religion, culture. 2025;9(3):83-105. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2025-2-35-83-105

Просмотров: 24


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)