Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РЕЦЕПЦИИ БУДДИЙСКИХ ИДЕЙ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ

Аннотация

В статье рассматриваются факторы и условия рецепции буддизма в российской культуре в к. XIX - начале XX в. Указывается, что одной из важных особенностей геополитической ситуации конца XIX- начала XX в. было объединение интересов России и Англии как к Индии, так и к Тибету в рамках так называемой «большой игры». Сценарий этой «большой игры» во многом был обусловлен тем, что в состав населения Российской империи входили буддисты, общины которых поддерживали постоянные отношения с Далай-ламой и которые стремились совершать паломничества в Тибет. Для укрепления власти в Сибири и Забайкалье, усиления влияния в сопредельной Монголии правительству Российской империи также следовало демонстрировать опеку в отношении российских буддистов. В данной ситуацию большую роль играли буддийские лидеры и общественные деятели, ученые, писатели и художники, в разной степени выступавшие культуртрегерами буддизма.Одной из значимых фигур того времени был Агван Доржиев, являвшийся чрезвычайным посланником и доверенным лицом Далай-ламы, возглавлявший тибетскую миссию в России в 1898, 1900, 1901 годах. Большое значение в развитии восточного вектора российской науки, укреплении связей с буддийским миром имела деятельность И.П. Минаева и Ф.И. Щербатского. Темы Индии, Тибета, буддизма звучат в литературных произведениях описываемого периода. Исследование внешнеполитических факторов рецепции буддизма в России в конце XIX - начале XX в. способствует выявлению содержания этой рецепции, её направленности и специфики, обусловленных в том числе и мировым социально политическим контекстом. Процесс рецепции инокультурных идей и «чужих» культурных черт определяется в статье как широкий процесс отражения явлений и ценностей иной культуры в различных культурных сферах принимающей культуры, выражающий интенции ее динамики и обусловленный определенным историко-культурным контекстом.

Об авторе

Т. В. Бернюкевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Забайкальский государственный университет»
Россия


Список литературы

1. Агван Доржиев - выдающийся политический, общественный, религиозный деятель и видный российский дипломат: сборник научных статей. Улан-Удэ: ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2007. 317 с.

2. Бернюкевич Т.В. Азия и буддизм в контексте творческих идей В. Хлебникова // Философские науки. 2013. № 2. С. 123-136.

3. Бернюкевич Т.В. О рецепции буддийских идей в философии России конца XIX - первой половины XX в. // Вопросы философии. 2011. № 4. С. 153-163.

4. Доржиев А. Занимательные заметки: описание путешествия вокруг света (Автобиография) / пер. с монг. А.Д. Цендиной; транслитерация, предисл., коммент., глоссарий и указ. А.Г. Сазыкина и А.Д. Цендиной. М.: Восточная литература, 2003. 159 с.

5. Доржиев А. Сочинение, составленное нищим в монашеском одеянии, лишенным богатства священной дхармы, подверженным восьми земным дхармам, бесцельно блуждавшим по странам этого мира: автобиография в прозе / Пер. с тибет. Ц.П. Пурбуевой и Д.И. Бураева // «Предание о кругосветном путешествии», или Повесть о жизни Агвана Доржиева: сборник / Улан-Удэ: Фонд Агвана Доржиева: Бурятский ин-т обществ, наук СО РАН, 1994. С. 10-36.

6. Корюкова М.А. Русско-индийские культурные связи второй половины XIX - начала XX в.: автореф. дис. … канд. культурологии. СПб, 2007. 17 с.

7. Россия и Тибет: сборник русских архивных документов 1900-1914 гг. / Ин-т востоковедения; Ин-т Дал. Востока. М.: Восточная литература, 2005. 231 с.

8. Русско-индийские отношения в 1900-1917 гг.: сборник архивных документов и материалов. М.: Восточная литература, 1999. 527 с.

9. Русско-индийские отношения в XIX в. Сборник архивных документов и материалов. М.: Восточная литература, 1997. 374 с.

10. Силантьева М.В., Шестопал А.В. Межкультурная коммуникация в свете современных модернизационных процессов // Межкультурная коммуникация: современная теория и практика (Материалы VII Конвента РАМИ сентябрь 2012 г.). М.: Аспект Пресс, 2013. С. 10-17.

11. Шифман И.О. Лев Толстой и Восток. / АН СССР. Ин-т востоковедения; Ред. Т.Л Мотылева. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Наука, 1971. 552 с.

12. Артановский С.Н. Проблема этноцентризма, этнического своеобразия культур и межэтническом отношений в современной зарубежной этнографии и социологии // Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. М.: Наука, 1979. С. 11-40.

13. Артановский С.Н. Родина как сакральное пространство // «Гуманитарные проблемы современной цивилизации»: материалы секционных заседаний и дискуссий VI Международных Лихачевских научных чтений, 26-27 мая 2006 г. СПб, 2006. С. 203-205.

14. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989. 247 с.

15. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике. // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. С. 10-257.

16. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.

17. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха: пособие для студентов. Л.: Изд. «Просвещение», 1972. 272 с.

18. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Ээсти Раамат, 1973. 92 с.

19. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры: материалы к курсу теории литературы. Тарту: Тарт. Гос. ун-т. 1970. Вып. 1. 109 с.

20. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры: материалы к курсу теории литературы. Тарту: Тарт. Гос. ун-т. 1973. Вып. 2. 95 с.

21. Щербатской Ф.И. Центральная концепция буддизма и значение термина «дхарма» / пер. с англ. Б.В. Семичова. // Ф.И. Щербатской. Избранные труды по буддизму. М.: Наука, 1988. С. 112-198.

22. Щербатской Ф.И. Концепция буддийской нирваны / пер. с англ. Б.В. Семичова и А.Н. Зелинского. // Ф.И. Щербатской. Избранные труды по буддизму. М.: Наука, 1988. С. 199-262.

23. Щербатской Ф.И. Буддийская логика. Т. 1-2. / пер. В. И. Рудого // Ф. И. Щербатской. Избранные труды по буддизму. М.: Наука, 1988. С. 54-111.

24. Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. М.: Наука: ГРВЛ, 1977. 199 с.

25. Жуковская Н.Л., Арутюнов С.А. Святые реликвии: миф и действительность. М.: Политиздат, 1987. 119 с.

26. Жуковская Н.Л., Мокшин Н.Ф. От Карелии до Урала. Книга для чтения. М.: Флинта, Наука, 1998. 320 с.

27. Жуковская Н.Л. О буддизме и буддистах. Статьи разных лет: 1969-2011. М.: Ориенталия. 2013. 476 с.

28. Жуковская Н.Л. Монголия: Мир кочевой культуры. М.: ИНФРА-М РИОР, 2014. 240 с.

29. Харизма и власть в эпоху Чингиз-хана / отв. Ред. Г.Р. Галданова. М.: Восточная литература, 1997. 216 с.

30. Галданова Г.Р. Этнографические интересы Ц. Жамцарано // Цыбен Жамцарано: жизнь и деятельность. Доклады и тезисы научной конференции, посвященной 110-летию выдающегося ученого, общественного и научного деятеля бурят-монгольского и халха-монгольского народов Цыбена Жамцарановича Жамцарано. Улан-Удэ, 1991. С. 162-164.

31. Семичов Б.В., Парфионович Ю.М., Дандарон Б.Д. Краткий тибетско-русский словарь. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1963. 584 с.

32. Пубаев Р.Е., Семичов Б.В. Происхождение и сущность буддизма-ламаизма. Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1960. 48 с.


Рецензия

Для цитирования:


Бернюкевич Т.В. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РЕЦЕПЦИИ БУДДИЙСКИХ ИДЕЙ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. Концепт: философия, религия, культура. 2017;(2):54-63.

For citation:


Bernyukevich T.V. FOREIGN POLICY FACTORS INFLUENCING THE RECEPTION OF BUDDHIST IDEAS IN RUSSIA IN THE END OF THE XIX - THE BEGINNING OF XX CENTURY. Concept: philosophy, religion, culture. 2017;(2):54-63. (In Russ.)

Просмотров: 475


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)