Эволюция и результаты атеистической пропаганды в Бурятской АССР во второй половине 1960-х – начале 1990-х гг.
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2025-4-36-42-63
Аннотация
В наши дни вопрос о механизмах и методах проведения вероисповедной политики приобретает особую важность не только для осмысления исторического опыта, но и понимания специфики современной конфессиональной ситуации. Цель данного исследования — проследить эволюцию атеистической пропаганды в Бурятии советского периода с учётом данных, полученных на основе работы с ранее не публиковавшимися архивными материалами. В наши задачи входило: 1. Выделить этапы атеистической пропаганды в Бурятии; 2. Уточнить структурно-организационные моменты, связанные с её осуществлением; 3. Описать формы и методы её проведения; 4. Установить связь между эволюцией этих форм и методов с а) идеологическими приоритетами государственной политики и б) результатами атеистической пропаганды. Материалами исследования послужили архивные данные Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива социально-политической истории и Государственного архива Республики Бурятия, фиксирующие деятельность ключевых институтов, ответственных за проведение атеистической политики. Методология опирается на комплексный системный подход, сочетающий сравнительно-исторический и ретроспективный методы с элементами герменевтического анализа. В результате реконструирован процесс эволюции атеистической пропаганды в Бурятии. Выделены два основных его этапа: период «позднего социализма» (вторая половина 1960-х – первая половина 1980-х гг.) и период «перестройки» (с начала1990-х гг.). Выявлено, что основные задачи по атеистической пропаганде в Бурятии выполняли уполномоченные Совета по делам религий при СМ СССР, члены Бурятского отделения общества «Знание» и представители Всесоюзного общества «Знание», сотрудники Бурятского опорного пункта Института научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС, а также комиссии содействия по соблюдению законодательства о религиозных культах. Формы и методы проведения атеистической пропаганды периода «позднего социализма» достаточно сильно бюрократизированы; акцент сделан на системном контроле за деятельностью религиозных объединений, атеистическое направление является одним из центральных в советской вероисповедной политики, главной формой пропаганды является лекционная деятельность. В этот период обращает на себя внимание появление в регионе филиала Института научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС, его опорных пунктов; определённую роль играла работа лекторской группы ЦК КПСС (лекторы-международники). Эти институции демонстрируют стремление к углублению научной составляющей пропагандистской работы. В свою очередь, политика «перестройки» придала импульс для изменения советской модели государственно-конфессиональных отношений в сторону либерализации и демократизации, однако на региональном уровне эти процессы стали ощущаться не сразу. Атеистическое направление сохранялось в деятельности региональных органов власти, ключевой его формой продолжали оставаться лекции. Однако постепенно акцент сместился на проведение мероприятий, объединявших представителей власти, учёных и религиозных деятелей в формате научных конференций. Несмотря на масштабные усилия, советские механизмы атеистической деятельности не достигли своей главной цели — преодоления религиозности среди населения СССР. Дальнейшие исследования этих процессов на уникальных архивных материалах регионов способны пролить свет на реальные сложности изменения ценностей населения под влиянием идеологических установок; одним из важных дополнений здесь должно стать изучение нарративов, бытовавших в данной связи как у населения, так и в научном сообществе.
Ключевые слова
Об авторах
П. К. ДашковскийРоссия
Пётр Константинович Дашковский — доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
656049, Барнаул, пр. Ленина 61
Е. А. Траудт
Россия
Егор Андреевич Траудт — старший преподаватель кафедры регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
656049, Барнаул, пр. Ленина 61
Список литературы
1. Алексеев В. А. "Штурм небес" отменяется?: Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. — Москва: Россия молодая, 1992. — 299 с.
2. Алексеев В. А. Иллюзии и догмы. — Москва: Политиздат, 1991. — 400 с.
3. Арсенкин В. К. Кризис религиозности и молодёжь. — Москва: Наука 1984. — 264 с.
4. Белоусов С. С. Государственная религиозная политика в Калмыкии в отношении христианского населения в годы советской власти (октябрь 1917–1991 гг.). — Элиста: КалмНЦ РАН, 2017. — 341 с.
5. Белякова Н. А. Религиозная политика в западных республиках позднего СССР: центр и регионы (на примере Украины) // Петербургские исследования. — 2011. — № 3. — С. 291–313.
6. Волков А. П., Галдобина С. В. Молодежь и советское государство в 60-е – 80-е гг. ХХ столетия: некоторые проблемы эффективности воспитания и взаимоотношений // Вестник Екатерининского Института. — 2016 — № 4 — С. 7–15.
7. Вопросы преодоления пережитков ламаизма, шаманизма и старообрядчества / отв ред.: А. А. Белоусов. — Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1971. — 142 с.
8. Дашковский П. К., Гончарова Н. С. Деятельность комиссий содействия по контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах в середине 1970 — начале 1980 гг. в Хакасии (Южная Сибирь) //
9. Религиоведение. — 2021. — № 1. — С. 51–63. https://doi.org/10.22250/2072-8662.2021.1.51-63
10. Дашковский П. К., Дворянчикова Н. С. Атеистическая пропаганда на Алтае как элемент государственно-конфессиональной политики в 1964-1982 гг. // Религиоведение. — 2019. — № 2. — С. 47–55 https://doi.org/10.22250/2072-8662.2019.2.47-55
11. Дашковский П. К., Дворянчикова Н. С. Советская и российская государственно-конфессиональная политика на юге Западной Сибири. — Барнаул: Алтайский государственный университет, 2022 —153 с.
12. Дашковский П. К., Ожиганов А. Н. Атеистическая пропаганда в Хакасии в середине 1960-х –середине 1970-х гг. // Народы и религии Евразии. — 2022. — Т. 27, № 3. — С. 144–161. https://doi.org/10.14258/nreur(2022)3-10
13. Дашковский П. К., Траудт Е. А. Деятельность комиссий содействия по соблюдению законодательства о религиозных культах в Бурятии во второй половине 1960-х – начале 1980-х гг. // Народы и религии Евразии. — 2023. — Т. 28, № 2. — С. 181–196. https://doi.org/10.14258/nreur(2023)2-10
14. Дашковский П. К., Траудт Е. А. Положение буддистов Бурятии в контексте религиозной политики СССР во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг. // Вестник археологии, антропологии и этнографии. — 2025а. — № 2. — С. 167–177. https://doi.org/10.20874/2071-0437-2025-69-2-15
15. Дашковский П. К., Траудт Е. А. Положение буддистов Бурятии в условиях либерализации советской вероисповедной политики // Журнал фронтирных исследований. — 2025b. — № 3. — С. 207–236. https://doi.org/10.46539/jfs.vl0i3.758
16. Дашковский П. К., Траудт Е. А. Православные общины Бурятской АССР в условиях изменения советской вероисповедной политики во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг. // Народы и религии Евразии. — 2025c. — Т. 30, № 1. — С. 227–255. https://doi.org/10.14258/nreur(2025)1-13
17. Зуев Ю. П. Институт научного атеизма (1964–1991) // Вопросы религии и религиоведения. Вып. 1, Кн. 1. — Москва: МедиаПром, 2009. — С. 9–34.
18. Ибрагимов Р. Р. Власть и религия в Татарстане в 1940–1980-е гг. — Казань: Казанский государственный университет, 2005. — 181 с.
19. Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук: 100 лет. Том I. От Буручкома к ИМБТ СО РАН / отв. ред.: Б. В. Базаров. — Иркутск: Оттиск, 2022. — 308 с.
20. Климова С. М., Молостова Е. С. Научный атеизм в поисках методологии изучения религиозности советского человека (60–80-е гг. ХХ века) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. — 2013. — № 16. —С. 86–96.
21. Коткин С. Предотвращенный Армагеддон. Распад Советского Союза, 1970-2000. — Москва: Новое литературное обозрение, 2018. — 240 с.
22. Крючков Н. И., Михайлов Т. М. Преодоление религиозных пережитков в Бурятии. — Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1987. — 144 с.
23. Курилов В. А. «Перестройка» атеистической системы в Советском Союзе (1986–1991) // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. — 2021. — № 3. —С. 178–190. https://doi.org/10.35231/18186653_2021_3_178
24. Метель О. В. Институт научного атеизма и развитие религиоведческих исследований в СССР в 1960–80х гг. // Журнал Белорусского государственного университета. История. — 2022. — № 2. — С. 40–50. https://doi.org/10.33581/2520-6338-2022-2-40-50
25. Михайлов Т. М. О некоторых факторах сохранения религиозных пережитков в Бурятской АССР // Атеизм и религия в Бурятии. — Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1986. — С. 34–50.
26. Молодов О. Б. Государственно-конфессиональные отношения в СССР на переломном этапе (на материалах областей Европейского Севера) // Социум и власть. — 2015. — № 2 — С. 95–99.
27. Одинцов М. И. Вероисповедные реформы в Советском Союзе и в России. 1985–1997 гг. — Москва: Российское объединение исследователей религии, 2010. — 444 с.
28. Российская социология шестидесятых годов в воспоминаниях и документах / отв. ред.: Г. С. Батыгин. ‒ Санкт Петербург: Русский христианский гуманитарный институт, 1999. — 683 с.
29. Савин А. И., Дённингхаус В. Леонид Брежнев. Опыт политической биографии. — Москва: РОССПЭН, 2024. — 719 с.
30. Савчук Р. А. От «атеизации» общества к «секуляризации» религии: трансформации позднесоветского атеизма конца 1980-х годов (по материалам ежегодника «Вопросы атеизма») // Вопросы теологии. — 2025. — Т. 7, № 2. — С. 270–287. https://doi.org/10.21638/spbu28.2025.207
31. Селезнев А. В. Демиурги нового мира: просветительская деятельность Красноярской краевой организации общества «Знание» в 1947–1992 гг. — Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2021. — 400 с.
32. Селезнев А. В. Периодизация истории Всесоюзного общества «Знание» на основе сравнительного и функционального анализа эволюции его целевых установок, организационных основ и структуры // Человек и культура. — 2018. — № 1. — С. 17–33. https://doi.org/10.25136/2409-8744.2018.1.25597
33. Силантьева М. В. Ангажированное религиоведение. Концептуализация понятия // Наука, технологии и ценности в неустойчивом мире. — Москва: Русское общество истории и философии науки, 2024. — С. 519– 523.
34. Смолкин В. Свято место пусто не бывает: история советского атеизма. — Москва: Новое литературное обозрение, 2021. — 552 с.
35. Советов И. М. Совет по делам религий при СМ СССР: структура, функции и основные направления деятельности: (Эпоха В. А. Куроедова, 1966-1984 гг.) // Свобода совести в России: исторические и современные аспекты. Вып. 9. — Санкт-Петербург: Российское объединение исследователей религии, 2011. — С. 349–369.
36. Сосковец Л. И. Антирелигиозные практики Советского государства: цели, структура, этапы, средства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2013. — № 9-2. — С. 178–182.
37. Траудт Е. А. К вопросу о деятельности комиссий содействия по соблюдению законодательства о религиозных культах в Бурятской АССР в первой половине 1980-х гг // Социальные коммуникации: философские, культурологические, исторические, психологические, политические, религиозные измерения: в 2 ч. Ч. 1. — Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2025. — С. 475–480.
38. Траудт Е. А. Некоторые аспекты изучения деятельности комиссий содействий ПО соблюдению законодательства О религиозных культах В Бурятской АССРВ середине 1970-х – начале 1980-х гг. // Религия и общество – 17. — Могилев: Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова, 2023. — С. 56–58.
39. Тулянов В. А. Начальный этап перестройки в сфере церковно-государственных отношений: Русская православная церковь и советское государство в 1985–1987 годах // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. — 2025. — № 1. — С. 59–67. https://doi.org/10.37724/RSU.2025.86.1.006
40. Тулянов В. А. Русская Православная церковь и Советское государство в год Тысячелетия крещения Руси: проблемы взаимоотношений // Народы и религии Евразии. — 2024. — Т. 29, № 1. — С. 113–125. https://doi.org/10.14258/nreur(2024)1-08
41. Хлевнюк О. В. Архивная революция и новые источники для изучения массовых настроений в СССР. Начало пути // История СССР и России: Архивная революция. — Москва: Модест Колеров, 2025. — С. 10-21.
42. Шахнович М. М. Очерки по истории религиоведения. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет, 2006. — 290 с.
43. Шахнович М. М., Терюкова Е. А. Научный атеизм: от науки к утопии. — Санкт-Петербург: Нестор-История, 2022. — 244 с.
44. Шахов М. О. Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации. — Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2019. — 880 с.
45. Luehrmann S. Secularism Soviet Style: Teaching Atheism and Religion in a Volga Republic. —Bloomington: Indiana University Press, 2011. — 292 p.
Рецензия
Для цитирования:
Дашковский П.К., Траудт Е.А. Эволюция и результаты атеистической пропаганды в Бурятской АССР во второй половине 1960-х – начале 1990-х гг. Концепт: философия, религия, культура. 2025;9(4):42-63. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2025-4-36-42-63
For citation:
Dashkovskiy P.K., Traudt E.A. Atheist Propaganda in the Buryat ASSR: Evolution and Outcomes (Late 1960s–Early 1990s). Concept: philosophy, religion, culture. 2025;9(4):42-63. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2025-4-36-42-63























