Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КРИТИКЕ

Полный текст:

Аннотация

На основе анализа основных тенденций в оценке русской реалистической живописи второй половины XIX в. западноевропейской прессой, освещающей участие русских художников во Всемирных выставках в Лондоне (1862; 1872), Вене(1873) и Париже (1878), автор делает вывод о многостороннем и заинтересованном подходе к их творчеству. Ведущие издания того времени («Times», «Daily Telegraf», «Presse», «France»), отводили свои страницы пространным отзывам, анализирующим произведения русских живописцев. О проблемах русской живописи писали такие известные критики, как Ф. Пехт, Т. Тайлор, М. Вашон, Ж. Клареси, П. Манц. Отзывы западных авторов, отмечавших неоспоримые успехи русской школы в пейзажной (Шишкин, Айвазовский, Ф. Васильев, Куинджи), жанровой (Перов, В. Маковский, Мясоедов), портретной (Перов, Крамской) и батальной (Верещагин) живописи, противоречат существующему стереотипу об исключительно этнографическом интересе к русскому искусству В статье также отмечается, что европейская художественная критика не была однородной: немецких рецензентов интересовали преимущественно религиозная, батальная и национальная темы, английскую критику - пейзажная живопись и политический контекст, французскую - портретная и батальная.Несмотря на признание русской реалистической живописи в Европе, энергичные выступленпия В.В. Стасова, защищавшего русское национальное искусство, многие отечественные журналисты и деятели культуры сохраняли пренебрежительное к ней отношение. По сравнению с российской критикой оценка русских реалистов европейскими авторами, хотя и не была лишена предвзятости и курьёзов, в целом являлась более профессиональной и представляет значительный интерес для современного понимания и интерпретации их произведений.

Об авторе

Е. Г. Мещерина
Московский политехнический университет
Россия


Список литературы

1. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. СПб.: «Знание», 1902. 285 с.

2. Бенуа А.Н. Художественные письма 1908-1917, газета «Речь». Петербург. Т. I. 1908-1910. СПб.: Изд-во «Сад искусств», 2006. 608 с.

3. Выставка картин Верещагина в Париже // «Новое время». 24 дек. 1879 г. №1374.

4. Гаршин В.М. Заметки о художественных выставках // Гаршин В.М. Сочинения. М.-Л.: Гос. изд. Худ. лит., 1951. С. 365-378.

5. Ге Николай - Третьякову (Черновик). 21 мая 1894 г. Киев. // ОР РГБ. фонд 731. Оп. 1. е/х 12. Л. 1 об.

6. Зименко В. Василий Григорьевич Перов. М., 1954. (рукописно-машинописный экземпляр) // РГАЛИ. Ф. 652. Оп. 9. е/х. 188. 45 л.

7. История европейского искусствознания второй половины XIX - начала XX века/ отв. ред. Б.Р. Виппер, Т.Н. Ливанова. В 2 кн. Кн.1. М.: Наука, 1969. 472с.

8. Маковский С.К. Портреты современников. Нью-Йорк: изд. им. Чехова, 1955. 414 с.

9. Министерство Императорского Двора - Г-ну председателю Совета Московского Художественного Общества // РГАЛИ. Ф. 680. Оп.2.е/х. 226. Л. 59, 60

10. Немирович-Данченко В.И. Русскому художнику // «Художественный журнал». 1882. Т. IV. Июль-декабрь. С. 127.

11. Перов В.Г. Рассказы художника / Сост., прим. А. Леонова. М.: Акад. Худ. СССР, 1960. 190 с.

12. Петров В.А. Василий Перов: творческий путь художника. М.:Трилистник, 1997. 194 с. ил.

13. Петров В.А. Творческий путь А.К. Саврасова // А.К. Саврасов. Альбом. М.: ГТГ, 2005. С. 9-49.

14. Прахов А. Очерки художественной жизни современной Европы. Живопись и ваяние на Венской всемирной выставке. СПб.: В.С. Балашов, 1874. 23 с.

15. Собко Н.П. В.Г. Перов, его жизнь и произведения // Вестник изящных искусств. Т. I. Вып. 1. 1883. С. 129-182.

16. Соколов А.С. Санкт-Петербург на Лондонских Всемирных выставках 1851 и 1862 годов // «История Петербурга». 2011. №1(59). С. 84-92.

17. Стасов В.В. После всемирной выставки // Стасов В.В. Избр. соч. в 3 т. Т. 1. М.: Искусство, 1952. С. 65-112.

18. Стасов В.В. Собр. Соч. (1847-1886). В 3 т. Т. 1. Спб., 1894. стб. 546.

19. Стасов В.В. Русская живопись и скульптура на лондонской выставке // Стасов В.В. Избр. Соч. в 3 т. Т. 1. М.: Искусство, 1952. С. 219-225.

20. Стасов В.В. Немецкие критики о русском художестве на венской выставке // Стасов В.В. Избр. Соч. в 3 т. Т. 1. М.: Искусство, 1952. С. 242-250.

21. Стасов В.В. Ещё о наших картинах и скульптурах на лондонской выставке// Стасов В.В. Избр. Соч. в 3 т. Т. 1. М.: Искусство, 1952. С. 226-231.

22. Стасов В.В. Наши итоги на Всемирной выставке// Стасов В.В. Избр. Соч. в 3 т. Т. 1. М.: Искусство, 1952. С. 339-376.

23. Стасов В.В. Иностранцы о русских художниках// Стасов В.В. Избр. Соч. в 3 т. Т. 1. М.: Искусство, 1952. С. 276-277.

24. Стасов В.В. Ещё о выставке Верещагина в Лондоне// Стасов В.В. Избр. Соч. в 3 т. Т. 2. М.: Искусство, 1952. С. 90-93.

25. Стасов В.В. Венская печать о Верещагине//Стасов В.В. //Избр. Соч. в 3 т. Т. 2. М.: Искусство, 1952. С. 104-116.

26. Толстой А.В. Русское искусство: зарубежные маршруты // «Русское искусство». 2004. №3. С. 6-21.

27. Третьяков Н.Н. И.М. Прянишников. М.: Изд. ГТГ, 1950. 33 с.

28. IV-я передвижная выставка // «Пчела». 1875. №10. С. 120-122.


Для цитирования:


Мещерина Е.Г. РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КРИТИКЕ. Концепт: философия, религия, культура. 2017;(2):137-149.

For citation:


Meshcherina E.G. RUSSIAN PAINTING IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY IN THE WEST EUROPEAN AND NATIVE CRITICISM. Concept: philosophy, religion, culture. 2017;(2):137-149. (In Russ.)

Просмотров: 94


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)