Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

НЕИЗМЕННОЕ И ИЗМЕНЯЮЩЕЕСЯ «ЯДРО» ЭСТЕТОСФЕРЫ СОЦИАЛЬНОГО КОСМОСА ЧЕЛОВЕКА: ОТ АНТИЧНОСТИ К СОВРЕМЕННОСТИ

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-2-6-125-135

Полный текст:

Аннотация

В связи с процессом глобализации появившиеся термины современной глобалистики, такие как «новый гуманизм», «мировое сообщество», «единый земной шар», «реальное единство людей» и т.д., говорят о действии эстетосферы в учащающемся ритме гармонии социального космоса человека. Это указывает на неизменное и изменяющееся в существовании идей античной эстетики, для которой смысл социального космоса человека заключался в триединстве метафизических сущностей «Красота-Добро-Истина».

Настоящая статья обращается к эстетическому аспекту социального космоса человека, выделив в качестве основополагающей категории гармонию, а вместе с ней – стремление человеческого сообщества к гармонизации отношений в жизненном пространстве. Автор статьи в гармонии как принципе бытия видит неизменное «ядро» эстетосферы. Гармония как истина заложена в самом мироздании, в котором есть неизменное и изменяющееся; вечное и предельное, с одной стороны, и с другой – движение, вселенский ритм. Человек как «микрокосм», как феномен космической эволюции ощущает действие гармонии, связывая её с представлением о Красоте и Совершенстве, что вместе с тем не исключает трагизма существования. Человек, воспринимая неизменное в самом принципе гармонии и изменяющееся в своём бытии, стремится к истине в искусстве и науке. Гармоническое существование искусства в социуме возникает из-за противоборства и равновесия упорядочивающей музы и музы развращающей. Искусство – в мире прекрасного, так определялось его место в классической эстетике. Очевидно, что искусство и красота должны служить маяками в спасении человечества. Однако неклассическая эстетика размышляет уже не о гармонии и совершенной красоте, а о дисгармонии, наблюдаемой в социокультурных процессах, смене парадигм самого мироощущения.

Автором статьи выделено назначение искусства в социальном космосе человека, прежде всего, в функциях: эстетической; гармонизующей; коммуникативной; аксиологической; воспитательной; познавательной; преобразовательной; адаптивно-созидательной; креативной; этической; мировоззренческой; гедонистической; эвристической; эмоционально-экспрессивной; психофизиологической; врачевательной; прагматической.

Об авторе

Г. Г. Коломиец
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»
Россия

Коломиец Галина Григорьевна – д.филос.н., профессор, кафедра философии и культурологии 

460018, Оренбург, ул. Терешковой, д. 10/4 – 60



Список литературы

1. Гадамер. Г.Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 367 с.

2. Гилберт К.Э., Кун Г. История эстетики. СПб.: Алетейя, 2000. 348 с.

3. Гулыга А. Эстетика в свете аксиологии. СПб.: Алетейя, 2000. 447 с.

4. Заболоцкий Н.А. Стихотворения и поэмы. М.: Правда, 1985. 512 с.

5. Иванов А.В. К проблеме онтологического статуса сознания // Вестник Московского Университета. Серия 7: Философия. 2002. № 2. С. 25-34.

6. История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли. Т. 1. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1962. 534 с.

7. Коломиец Г.Г. Концепция ценности музыки как субстанции и способа ценностного взаимодействия человека с миром: автореф. дис. … д. филос. н. М., 2006. 44 с.

8. Коломиец Г.Г. Искусство как способ быть в мире или к вопросу о коммуникативной функции искусства // Вестник Оренбургского государственного университета. 2007. № 7 (71). С. 158-162.

9. Коломиец Г.Г. Истина музыкально-эстетической сферы в контексте переосмысления неоплатонизма // Поиск истины в пространстве современной культуры: сборник научных статей. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2017. С. 185-194.

10. Корндорф Н. Я безусловно ощущаю себя русским композитором. Автобиография с лирическими отступлениями // Музыкальная академия. 2002. № 2. С. 53-72.

11. Кравченко А.И. Социальная антропология. М.: Академический Проект, 2003. 544 с.

12. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М.: Искусство, 1965. 372 с.

13. Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм. М.: НФ «Пушкинская библиотека», ООО «Издательство АСТ», 2004. С. 41-158.

14. О настоящем и будущем (размышления о философии). Беседа с В.А. Лекторским // Вопросы философии. 2007. № 1. С. 3-15.

15. Платон. Сочинения в трёх томах / под общей ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса. М.: Мысль, 1968-1972. Т.1., 1968. 623 с.; Т. 2., 1970. 611 с.; Т. 3, 1971. 687 с.

16. Степин В.С. Цивилизация и культура. СПб.: СПбГУП, 2011. 408 с.

17. Фейнберг Е.Л. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке. Фрязино: Век 2, 2004. 288 с.

18. Яковлев Е.Г. Эстетическое как совершенное. М.: Брандес, 1995. 406 с.

19. Ямвлих. О Пифагоровой жизни. М.: Алетейа, 2002. 192 с.

20. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. 527 с.

21. Lossew A.F. Chaos antyczhy // Meander. 1957. № 9. S. 283-293.


Для цитирования:


Коломиец Г.Г. НЕИЗМЕННОЕ И ИЗМЕНЯЮЩЕЕСЯ «ЯДРО» ЭСТЕТОСФЕРЫ СОЦИАЛЬНОГО КОСМОСА ЧЕЛОВЕКА: ОТ АНТИЧНОСТИ К СОВРЕМЕННОСТИ. Концепт: философия, религия, культура. 2018;(2):125-135. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-2-6-125-135

For citation:


Kolomiets G.G. THE UNCHANGING AND CHANGING «CORE» OF THE AESTHETIC SPHERE OF MAN’S SOCIAL COSMOS: FROM ANTIQUITY TO MODERNITY. Concept: philosophy, religion, culture. 2018;(2):125-135. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-2-6-125-135

Просмотров: 114


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)