Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

ПОНИМАНИЕ КАК ОСНОВА МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА: ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

Полный текст:

Аннотация

В данной статье автор рассматривает межкультурную коммуникацию с позиции социальной философии, определяет инвариантные характеристики межкультурного общения - диалогичность (М.М. Бахтин) и диалектичность коммуникации. Научно-теоретическое описание природы межкультурного диалога сопровождается практическими примерами конфликтов культур из истории российской дипломатии. В связи с тем, что сознание имеет коммуникативную природу, а межкультурное понимание уходит корнями в нейропсихологические проблемы мышления, в статье рассматриваются механизмы речепорождения и речевосприятия в стратах сознания и мышления. В статье постулируется герменевтическая сущность межкультурного диалога, которая находит своё выражение у коммуникантов в понимании не только на понятийно-смысловом, но более всего на культурно-цивилизационном уровнях и в контексте многополярного мира и глобальных в нём тенденций. Интернационализация образования, информационно-коммукационные технологии становятся сегодня катализаторами межкультурного диалога, формируя общества знания - общества homo loquens. Интенсивные межкультурные контакты становятся причиной различных культурных конфликтов. Автор приводит категоризацию данных явлений, ранжируя ошибки, недопонимания, конфузы и конфликты межкультурного общения, выявляет глубинные социокультурные установки, ценностно-мировоззренческие и религиозные аспекты в которых коренятся негативные последствия межкультурных контактов. Понимание в межкультурном диалоге слагается, таким образом, из этносоциокультурного контекста и психолингвистических механизмов речевосприятия и речепорождения. Операционной единицей понимания является код, который имеет символьную природу. В статье отражена взаимосвязь между символом, кодом, актом коммуникации, сознанием и национальной картиной мира.

Об авторе

Е. Л. Кабахидзе
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»
Россия


Список литературы

1. Аверинцев С.С., Давыдов Ю.Н., Турбин В.Н. и др. М.М. Бахтин как философ: Сб. статей / Рос. академия наук, Институт философии. М.: Наука, 1992. 176 с.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Художественная литература, 1979. 424 с.

3. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. 288 с.

4. Молчанова Г.Г. Когнитивная поликодовость межкультурной коммуникации: вербалика и невербалика. Учебное пособие. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. 384 с.

5. Попов В.И. Современная дипломатия: теория и практика. Дипломатия - наука и искусство: Курс лекций. 2-е изд., доп. М.: Междунар. oтношения, 2016. 576 с.

6. Седов К.Ф. Нейропсихолингвистика. М.: Лабиринт, 2009. 224 с.

7. Уфимцева Н.В. Языковое сознание: динамика и вариативность. М., Калуга: Институт языкознания РАН, 2011. 252 с.

8. Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования. Вып. 8/Рос.акад.наук, Ин-т философии; Отв. ред.М.С. Киселева. М.: ИФРАН, 2014. 18-29 с.

9. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forecasting. N.Y., Basic Books, Inc., 1973


Для цитирования:


Кабахидзе Е.Л. ПОНИМАНИЕ КАК ОСНОВА МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА: ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ. Концепт: философия, религия, культура. 2017;(1):56-64.

For citation:


Kabakhidze K.L. UNDERSTANDING AS BASIC PREMISE OF CROSS-CULTURAL COMMUNICATION: PSYCHOLINGUISTIC AND SOCIO CULTURAL ASPECTS. Concept: philosophy, religion, culture. 2017;(1):56-64. (In Russ.)

Просмотров: 111


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)