СИМВОЛ ТРОИЦЫ В РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ УТОПИИ (Д.М. МЕРЕЖКОВСКИЙ И Д. АНДРЕЕВ)
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-2-6-136-144
Аннотация
Статья рассматривает предлагаемые в утопических проектах русской философии изменения религиозных основ общества, останавливаясь на трактовке догмата Троицы. Для анализа выбраны две утопии – «Третье царство» Дм. Мережковского и «Роза Мира» Д. Андреева. В них уделяется особое внимание изменению религиозных основ будущего общества.
Проект Дм. Мережковского создан в рамках концепции «нового религиозного сознания», оформившейся в философии Серебряного века. Важным для философа является соединение религии и культуры через духовное возрождение человека в новом обществе. Главная цель проекта – Царство Божье, где произошла эволюция христианства, создана единая всемирная церковь, раскрыта тайна пола и установлена гармония природы и социума. Его религия «Третьего Завета» должна разрешить все существующие противоречия. Обращение к символике даёт ему возможность раскрыть значение религиозного догмата о Троице. В данной утопии феминному отводится ведущая роль, что позволяет проследить связь с феминистскими проектами XX в.
Утопия Д. Андреева «Роза Мира», как и проект Дм. Мережковского, строится на новом религиозном учении философа, которое он называет интеррелигией. Конечная цель – Всемирное Братство, напоминающее идеал Царства Божья. В основе также лежит изменение трактовки догмата о Троице – введение Женского Божества. В Божественном, таким образом, проявляется полярность двух начал – мужского и женского. Философ рассматривает роль феминного и маскулинного и приходит к выводу о необходимости их относительного равновесия в мире.
Мы видим два проекта, предлагающих своё видение религиозных представлений в будущем обществе, которые строятся на соотношении в природе мужского и женского начала. Через трактовку Троицы философы показывают значение женского начала в мире, его роль в гармонизации социума.
Об авторе
Н. Г. МитинаРоссия
Митина Наталья Георгиевна – д.филос.н., доцент, профессор, кафедра общегуманитарных наук
690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Петра Великого, д. 3 «А»
Научная специализация: философия культуры, социальная философия
Список литературы
1. Айслер Р. Чаша и клинок / Пер. с англ. Л. Васильевой. М.: Изд-во «Древо Жизни», 1993. 76 с.
2. [Электронный ресурс]. URL: http://www. lib.ru/URIKOVA/AJSLER/klinok.txt (дата обращения: 27.02.2018).
3. Андреев Д.Л. Роза мира. М.: МирУрании, 2002. 608 с.
4. Бердяев Н.А. О назначении человека: опыт парадоксальной этики // О назначении человека. М.: Изд-во Республика, 1993. С. 20-253.
5. Богин И. Вечная женственность. СПб.: Алетейя, 2003. 488 с.
6. Воронина О.А. Пол/гендер как категория феминистской философии // Философские исследования. 1995. № 4. С. 80-98.
7. Гачев Г.Д. Национальный Эрос в культуре // Национальный Эрос и культура: В 2 т. / сост. Г.Д. Гачев, Л.Н. Титова. Т. 1: Исследования. М.: Ладомир, 2002. С. 1-38.
8. Мережковский Д.С. Не святая Русь (религия Горького) // Акрополь: Избр. лит.-критич. статьи. М.: Книжная палата, 1991. С. 304-314.
9. Мережковский Д.С. Иисус неизвестный. М.: Республика, 1996. 687 с.
10. Мережковский Д.С. Мессия. Ч. II. IX. [Электронный ресурс] // Египетские романы. Мессия // Мережковский Д.С. Полное энциклопедическое собрание сочинений. Серия: Электронная библиотека. М. : ИДДК, 2007а. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
11. Мережковский Д.С. Меч. VII. [Электронный ресурс] // Публицистика. Не мир, но меч // Мережковский Д.С. Полное энциклопедическое собрание сочинений. Серия: Электронная библиотека. М. : ИДДК, 2007б. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
12. Мережковский Д.С. Тайна Запада. Атлантида – Европа. М.: Эксмо, 2007в. 671 с. Мережковский Д.С. Тайна русской революции. Опыт социальной демонологии. – Глава 23. [Электронный ресурс] // (Россия и большевизм). Тайна русской революции // Мережковский Д.С. Полное энциклопедическое собрание сочинений. Серия: Электронная библиотека. М. : ИДДК, 2007г. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
13. Рекуненко А. Женское начало – ипостась Святого Духа изначальной Троицы [Электронный ресурс]. URL: http://rekunenko.inc.ru/article_2.htm (дата обращения: 01.03.2018).
14. Рябов О.В. «Матушка-Русь»: Опыт гендерного анализа поисков национальной идентичности России в отечественной и западной историософии. М.: Ладомир, 2001. 202 с.
15. Рябов О.В. Русская философия женственности (XI – XX века). Иваново: Юнона, Ивановский государственный университет, 1999. 359 с.
16. Силантьева М.В. Проблема рациональности современной европейской философии (экзистенциально-диалектический анализ): учеб.-метод. пособие для студ. и аспирантов. М.: ГАСК, 2004. 51 с.
17. Силантьева М.В. Русская философия как феномен мировой культуры: проблема общего, единичного и особенного // Вестник Общества русской философии при Украинском философском фонде. Выпуск 10. Русская философия: история, методология, жизнь. 2011. С. 35-42.
18. Черткова Е. Утопия как тип сознания // Общественные науки и современность. 1993. № 3. С. 71-81.
19. Черткова Е.Л. Специфика утопического сознания и проблема идеала // Идеал, утопия и критическая рефлексия. М.: РОСПЭН, 1996. С. 156-187.
20. Штеренберг М.И. «Роза Мира» Даниила Андреева и современность. М.: Полиграф ресурсы, 2000. 240 с.
21. Эпштейн М.Н. «Роза Мира» Даниила Андреева: религиозное откровение или тоталитарная утопия? // Ответ М. Эпштейна Ф. Синельникову и С. Кладо. [Электронный ресурс]. URL: http://www. veer.info/28/v28_rozamira_epstein.html (дата обращения: 25.02.2018).
22. Эпштейн М.Н. Роза Мира и царство Антихриста: о парадоксах русской эсхатологии // Религия после атеизма. Новые возможности теологии. М.: АСТ–ПРЕСС КНИГА, 2013. 416 с.
Рецензия
Для цитирования:
Митина Н.Г. СИМВОЛ ТРОИЦЫ В РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ УТОПИИ (Д.М. МЕРЕЖКОВСКИЙ И Д. АНДРЕЕВ). Концепт: философия, религия, культура. 2018;(2):136-144. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-2-6-136-144
For citation:
Mitina N.G. SYMBOL OF THE TRINITY IN THE RUSSIAN PHILOSOPHICAL UTOPIA (DM. MEREZHKOVSKY AND D. ANDREEV). Concept: philosophy, religion, culture. 2018;(2):136-144. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-2-6-136-144