Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

РУССКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ АВАНГАРД НАЧАЛА ХХ ВЕКА В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Полный текст:

Аннотация

Авангардные явления в XX в. приобретают значение глобального культурного феномена, став, по существу, его символом. Без авангарда невозможно себе представить облик XX столетия. И, тем не менее, исследование русского музыкального авангарда первой волны остаётся крайне актуальным, так как в силу идеологических причин, этому уникальному явлению не уделялось должного внимания в отечественной науке. В настоящей статье автор рассуждает о двойственности самой «природы» авангарда, его способности противостоять традиции, и, в то же время, активно взаимодействовать с ней, создавая условия синтеза новых, интересных и перспективных форм. Рассматриваются ключевые фигуры русского музыкального авангарда первой волны, такие как: - Н. Кульбин, фактически подготовивший в статье «Свободная музыка» теоретическую базу для основных идей русского музыкального авангарда; - И. Вышнеградский, продолжающий, вслед за Кульбиным, не только теоретически разрабатывать четвертитоновую технику, но и применять её для создания музыкальных произведений, новых инструментов. В работе уделяется внимание и тем композиторам, кто пытался идти своим новым, самостоятельным путём, изобретая «авторские» системы звукоорганизации музыкальной ткани, среди них: - А. Авраамов, придумавший музыкальную систему, где октава делится на 48 равных интервалов; - Н. Обухов, независимо от А. Шёнберга разработавший концепцию 12-ти тоновой атональной техники. Автором разбираются основные теоретические идеи музыкального авангарда и их практические воплощения, проводится историческая аналогия с современными музыкальными направлениями. Анализируются причины столь непродолжительной жизни русского музыкального авангарда и его значениt для мировой музыкальной культуры.

Об авторе

О. А. Лызлова
Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) МИД России
Россия


Список литературы

1. Воробьев И., Синайская А. Композиторы русского авангарда. СПб.: Композитор - Санкт-Петербург, 2007. 160 c.

2. Левая Т. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. М.: Музыка, 1991. 166 c.

3. Румянцев С. Арс Новый или Дела и приключения безустального казака Арсения Авраамова М.: ООО «Дека-ВС», 2007. 252 с.

4. Папенина А., Музыкальный авангард середины XX века и проблемы художественного восприятия. СПб.: Изд-во СПбГУП,2008. 152 с.

5. Якимович А. Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира: От импрессионизма до классического авангарда. М.: Искусство, 2003. 491 с.


Для цитирования:


Лызлова О.А. РУССКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ АВАНГАРД НАЧАЛА ХХ ВЕКА В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ. Концепт: философия, религия, культура. 2017;(1):118-122.

For citation:


Lyzlova O.A. RUSSIAN AVANT-GARDE MUSIC OF THE EARLY 20TH CENTURY IN THE MODERN CULTURE. Concept: philosophy, religion, culture. 2017;(1):118-122. (In Russ.)

Просмотров: 52


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)