Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

ПРОБЛЕМА МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ВЗАИМОВЛИЯНИЙ В РЕЛИГИОЗНОМ ОБРАЗОВАНИИ ХРИСТИАН РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-3-7-91-102

Полный текст:

Аннотация

Российская культура в современном постсекулярном мире является частью европейской культуры, основанной на христианской религии. Более того, секуляризация, важное событие в истории стран с европейской культурой, – это результат эволюции христианской цивилизации, как утверждает Дж. Ваттимо. Плюралистический мир невозможно интерпретировать однозначно и свести воедино во имя окончательной истины. Тогда секуляризацию можно рассматривать как новый, очередной этап интерпретации библейского текста, смещения его по отношению к сакральному. Секуляризация помещает текст Библии в измерение, в котором нет разделения на сакральное и профанное.
Европейская культура наших дней должна трактоваться, по мнению Ваттимо, как секуляризированное христианство. Это обусловлено тем, что христианство, как считает исследователь, – единственный конституирующий элемент современной европейской идентичности. Секуляризация интерпретируется как процесс приватизации и субъективации религии. Религиозное мировоззрение изменяется таким образом, что индивид освобождается от всех форм контроля общества в сфере религиозных воззрений.
Субъективация религии обусловлена идеями Европейского Просвещения, давшими начало антропоцентрическому мышлению, и неразрывно с ними связана. Идеи Просвещения повлияли на формирование системы образования в Российской империи, от начальных ступеней до университетов, при сохранении базовых христианских ценностей образования и исключительного патроната церкви или воздействия структур церкви на начальное образование. Этим обусловлена задача данной статьи: проанализировать взаимодействие христианских образовательных традиций в системе религиозного образования в Российской империи, не касаясь вопросов влияния этой религиозно-конфессиональной ориентации на ситуации в иудейском, буддийском, мусульманском образовании.

Об авторе

Ю. Г. Матушанская
Казанского (Приволжского) Федерального университета ФГАОУВО «Казанский (Приволжский) Федеральный Университет»
Россия

профессор кафедры религиоведения Казанского (Приволжского) Федерального университета. ФГАОУВО «Казанский (Приволжский) Федеральный Университет»

Россия, 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д.18



Список литературы

1. Вишленкова Е.А. Духовная школа в России первой половины XIX века. Казань: Изд. КГУ, 1998. 189 с.

2. Всеподданический отчёт обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1900 г. СПб.: Синодальная типография, 1904. Т.VI. 125 с.

3. Диссон Ю.А. «Благородная альтернатива» российским университетам: лицеи и университетские пансионы // Высшее образование в России. 2007. № 2. С. 124-131.

4. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. В 2 т.: Т.1. М.: Терра, 1992а. 686 с.

5. Карташев А.Л. Очерки по истории русской церкви. В 2 т.: Т.2. М: Терра, 1992б. 569 с.

6. Керов В.В. Старообрядческое предпринимательство: от общего суда ко спасению других // Старообрядчество: история, культура, современность: тезисы III научно-практической конференции, 15-17 мая 1997 г. М., 1997. С. 56-61.

7. Ковригина В.А. Немецкая слобода Москвы и её жители в конце XVII-первой четверти XVIII в. М.: Археографический центр,1998. 440 с.

8. Козлов В.Ф. Московское старообрядчество в первой трети ХХ в. (храмы, молельни, общественные организации и учреждения) // Старообрядчество в России (XVII-XX века). М.: Языки русской культуры, 1999. С. 190-239.

9. Корнилов И.П., Погасий А.К., Тулянская Ю.Т., Кульчитский А.Е. Протестанты в России и Татарстане: история и современность. Йошкар-Ола: Издательство МРИПП, 2016. 280 с.

10. Липаков Е.В. Казанская духовная семинария. Исторический очерк. Казань: Центр инновационных технологий, 2007. 131 с.

11. Лиценбергер О.А. Римско-католическая церковь в России: История и правовое положение. Саратов: Поволжская Академия государственной службы, 2001. 384 с.

12. Матушанская Ю.Г. Католицизм в России. Казань: Школа, 2017а. 115 c.

13. Матушанская Ю.Г. Проблема модернизации религиозного образования в Российской империи // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2017б. № 2 (34). С. 111-125.

14. Матушанская Ю.Г. Христианское образование в Российской империи // Казанский педагогический журнал. 2017в. № 3. С. 103-108.

15. Матушанский Г.У., Бушмина О.В. Становление и развитие системы послевузовской подготовки научно-педагогических кадров в России. Казань: Издательство КГЭУ, 2006. 223 с.

16. Перевезенцев С.В. Тайна русской веры. От язычества к империи. М.: Издательский дом «Вече», 2006. 432 c.

17. Плеханов Е.А. Российская приходская школа 60-80-х гг. XIX в. // Педагогика. 2004. № 8. С. 69-80.

18. Посохова Л. Православные коллегии Российской империи (вторая половина XVIII – начало XIX вв.) // AbImperio. 2010. № 3. С. 85-112.

19. Римский С.В. Церковная реформа 60-70 гг. XIX века // Отечественная история. 1995. № 2. С. 166-175.

20. Римский С.В. Церковная реформа Александра II // Вопросы истории. 1996. № 4. С. 32-48.

21. Римский С.В. Российская церковь в эпоху Великих реформ: Церковная реформа в России 1850-1870 гг. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 2000. 567 с.

22. Хрестоматия по истории педагогики. Т. IV. История русской педагогики с древнейших времен до Великой пролетарской революции: Для высших пед. уч. завед. / Автор-сост. Н. А. Желваков. М.: Гос. уч.-пед. изд-во, 1936. 516 с.

23. Черказьянова И.В. Школьное образование российских немцев (проблемы развития и сохранения немецкой школы в Сибири в XVIII-XX вв.). СПб.: СПбГУТД, 2004. 368 с.

24. Шарипова Л. «Ещё о человеке многих миров»: Пётр Могила – традиционалист, реформист, оппортунист // AbImperio. 2000. № 1. С. 53-74.

25. Шевцова В. Православие в России накануне 1917 г. М.: Дмитрий Буланин, 2010. 488 с.

26. Amburger E. Die deutschen Schulen in Russland mit besonderer Berücksichtigung St. Petersburg // Deutscher Einfluss auf Bildung Wissenschaft mit östlichen Europa. Köln, Wien, 1984. S. 68-115.

27. Crews R. Empire and Confessional State: Islam and Religious Politics in Nineteenth-Century Russia // American Historical Review. 2003. Vol. 108. № 1. P. 50-83.

28. Kollman N. The Russian Empire 1450-1801. Oxford: Oxford University Press, 2017. 512 p.

29. Manchester L. Holy Fathers, Secular Sons: Clergy, Intelligentsia and the Modern Self in Revolutionary Russia. Dekalb: Northern Illinois University Press, 2008. 304 p.

30. Scaglione A. The Liberal Arts and the Jesuit College System. Amsterdam-Philadelphia: John Benjamins, 1986. 248 p.

31. Werth P. From “pagan” Muslims to “baptized” communists: Religious conversion and ethnic particularity in Russia’s Eastern provinces // Comparative studies in society and history. 2000. Vol. 42. № 3. P. 497-523.

32. Werth P. At the Margins of Orthodoxy: Mission, Governance and Confessional Politics in Russia’s Volga-Kama Region, 1825-1905. Ithaca: Cornell University Press, 2002. 275 p.


Для цитирования:


Матушанская Ю.Г. ПРОБЛЕМА МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ВЗАИМОВЛИЯНИЙ В РЕЛИГИОЗНОМ ОБРАЗОВАНИИ ХРИСТИАН РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. Концепт: философия, религия, культура. 2018;(3):91-102. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-3-7-91-102

For citation:


Matushanskaya Yu.G. PROBLEM OF INTERCONFESSIONAL INTERACTIONS IN RELIGIOUS EDUCATION OF CHRISTIANS OF THE RUSSIAN EMPIRE. Concept: philosophy, religion, culture. 2018;(3):91-102. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-3-7-91-102

Просмотров: 119


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)