КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС САМООПИСАНИЯ
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-3-7-162-169
Аннотация
Статья посвящена анализу отношений реального и воображаемого. Воображаемое понимается как разорванный дискурс нарциссического субъекта, пытающегося за симулякрами скрыть ужас реального – смерть вещи, имени, Бога. Мир воображаемого – реклама, дизайн, театр, кино и т.д., – позволяет человеку выжить, ибо симуляции и симулякры воодушевляют, возбуждают, играют с нами. Однако рано или поздно, но возникает необходимость «вступить» в реальное – вернуть вещи, а не их подделки, восстановить доверие к миру, к самому себе. Способом возврата субъекта является критический дискурс самоописания. Когда-то людей занимал вопрос, какими они предстанут при встрече с Богом, сегодня же их занимает вопрос, каким их обнаружит объектив камеры андроида, телевидения. В этом мире всюду – монтаж, грим, краски, цвета, павлины, папуасы, икра, – что ещё нужно человеку для счастья (ироническая почти цитата из фильма «Белое солнце пустыни»). Но уже русский конструктивизм в 1920-х гг. демонстрировал стремление создать минималистическое пространство, почти пустое, светлое, с включением минимума вещей (см.: Родченко «Столовая для рабочих»), расчистить место, чтобы прикоснуться к добротности вещей, создать жизненную территорию для доверия и общения людей. Его последователи пытались восстановить распавшуюся связь времён на основе искренности, доверия, самокритики, вступить в дискурс самоописания. Пустота, безмолвие, просвет в бытии, доверие к чему-то простому и ясному направляет нас на путь возврата к себе, наполняет радостью «полной речи»: я тот, кто говорит от самого себя. Надо, наконец, научиться жить самому (Жак Деррида. «Призраки Маркса»). Можно последовать за Ж. Рансьером в его попытках довериться «архе», как тому, что является беспредельным, безначальным, вечным – мир, война, молитва, труд, братство (Ж. Рансьев. На краю политического).
Ключевые слова
Об авторе
Л. И. КирсановаРоссия
д.филос.н., профессор кафедры философии и психологии ФГБОУ ВО Владивостокского государственного федерального университета экономики и сервиса
Россия, 690014, г. Владивосток, ул. Гоголя, 41
Научная специализация – социальная философия
Список литературы
1. Агамбен Дж. Открытое. Человек и животное. М.: Изд. РГГУ, 2012. 112 с.
2. Бадью А. Манифест философии. СПб.: Изд. Дом «Машина», 2003. 184 с.
3. Гройс Б. Политика поэтики. M.: OOO «Ad Margenem Press», 2013. 400 с.
4. Дебор Г. Общество спектакля / Пер. с фр. М.: Изд-во «Logos», 2012. 224 c.
5. Деррида Ж. Призраки Маркса. M.: Изд-во «Logos-altera», 2006. 256 c.
6. Лакан Ж. Семинары, кн. 2. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа. М.: Изд-во «Logos», 2009. 512 c.
7. Латур Б. Где недостающая масса? Социология одной двери. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. С. 199-223.
8. Лоос А. Орнамент и преступление // Мастера архитектуры об архитектуре: избирательные отрывки из писем, статей, выступлений, трактатов. М.: Искусство, 1972. С. 143-148.
9. Рансьер Ж. На краю политического. М.: Праксис, 2006. 240 с.
Рецензия
Для цитирования:
Кирсанова Л.И. КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС САМООПИСАНИЯ. Концепт: философия, религия, культура. 2018;(3):162-169. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-3-7-162-169
For citation:
Kirsanova L.I. A CRITICAL DISCOURSE OF SELF-DESCRIPTION. Concept: philosophy, religion, culture. 2018;(3):162-169. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-3-7-162-169