Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТАФИЗИКИ ВЛАДИМИРА НАБОКОВА

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-3-7-170-177

Полный текст:

Аннотация

Владимир Владимирович Набоков – один из ярчайших представителей русской литературы ХХ в. Исследованию творчества В. Набокова посвящены работы выдающихся учёных из разных стран. Черты самобытного и неподражаемого стиля Набокова – утончённость, изысканность, отточенное мастерство. Глубина его философских, нравственных, эстетических пристрастий, научная эрудиция во многих сферах человеческого знания рельефно и многогранно запечатлены в многотомном наследии. В данной статье представляется метафизика Владимира Владимировича. В ней ключевым моментом является способность автора понимать, видеть, чувствовать великолепие этого мира и тяготеть к чему-то большему, невыразимому. Философско-эстетические взгляды писателя сопряжены с разнообразными литературными направлениями русского Зарубежья, теоретическими и практическими идеями формалистов, семиотическими и структуральными концепциями. Кроме того, на основе текстов русскоязычных романов писателя в статье анализируются взаимосвязи основных категорий философии, этики, филологии, очерчено соотношение мира реального и ирреального, истинного и ложного, творческого начала и хаоса, уточняются категории «игры» и «театра», описаны особо значимые в ценностной системе писателя вопросы стиля и способы создания художественных приёмов. В статье указаны основополагающие темы произведений В. Набокова – время, вечность, память, воспоминания. Всё это в той или иной степени присутствует в художественном мире В.В. Набокова и позволяет рассматривать его произведения как метапрозу.

Об авторах

Ч. Хун
Хэбэйский педагогический университет КНР
Китай
магистр, доцент по специальности «русский язык и литература» в Хэбэйском педагогическом университете КНР


В. Сюмэй
Хэбэйский педагогический университет КНР
Китай
магистр, старший преподаватель по специальности «русский язык и литература» в Хэбэйском педагогическом университете КНР


Список литературы

1. Аверин Б.В. Романы В. Набокова в контексте русской автобиографической прозы и поэзии. Дис. д-ра филол. наук: 10.02.01. СПб., 1999. 318 с.

2. Александров В.Е. Потусторонность в «Даре» Набокова // Pro et contra: Личность и творчество В.Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. СПб.: Рус. Христиан. гуман. ин-т, 1999. С. 375–395.

3. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. 615 с.

4. Бердяев Н.А. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991. 395 с.

5. Бойд Б. Метафизика В. Набокова: ретроспективы и перспективы // Набоковский вестник. Вып. 6. СПб.: Дорн, 2001. С. 146–155.

6. Воронина О.Ю. «Игра миров» и художественная реальность: онтологическая проблематика в творчестве В.В. Набокова // Набоковский вестник. В.В. Набоков и Серебряный век. Вып.6. СПб.: Дорн, 2001. С. 156–166.

7. Классик без ретуши: Литературный мир о творчестве В. Набокова / Сост. Н.Г. Мельников, .А. Коростелев. М.: Новое лит. обозрение, 2000. 681 с.

8. Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики: монография []. Екатеринбург, 1997. 317 с.

9. Липовецкий М.Н. Эпилог русского модернизма. Художественная философия творчества в «Даре» Набокова // Pro et contra: Личность и творчество В. Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. СПб.: Рус. Христан. гуман. ин-т, 1997. С. 643–666.

10. Люксембург А.М. Амбивалентность как свойство набоковской игровой поэтики // Набоковский вестник, вып.1. СПб., 1998. С. 16 – 25.

11. Люксембург М.А. Структурная организация набоковского метатекста в свете теории игровой поэтики // Текст. Интертекст. Культура. М.: Язык рус.культуры, 2002. С. 319–330

12. Набоков В.В. Дар // Русский период. Собрание соч. в пяти томах. СПб.: Симпозиум, 2000. Т. 4. С. 188–545.

13. Набоков В.А. Лекции по зарубежной литературе. СПб., 1998. 420 с.

14. Пави П. Словарь театра / Пер. с фр. под ред. К.Разлогова. М.: Прогресс, 1991. 481 с.

15. Рягузова Л.Н. Эстетические и теоретико-литературоведческие понятия В.В. Набокова // Текст. Интертекст. Культура. М.: Язык рус. культуры, 2001. С. 343–353.

16. Струве Г. Набоков – Сирин // Pro et contra: Личность и творчество В.Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. СПб.: Рус. Христиан. гуман. ин-т, 1997. С. 272–283.

17. Ходасевич Вл. О Сирине // Pro et contra: Личность и творчество В.Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. СПб.: Рус. Христиан. гуман ин-т, 1999. С. 244–250.

18. Huteheon, Linda. Narsissitic Narrative: Metafictional Paradox. Ontario: Willford UP, 1981.


Для цитирования:


Хун Ч., Сюмэй В. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТАФИЗИКИ ВЛАДИМИРА НАБОКОВА. Концепт: философия, религия, культура. 2018;(3):170-177. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-3-7-170-177

For citation:


Hong C., Xiumei W. BASIC PERSPECTIVES OF VLADIMIR NABOKOV’S METAPHYSICS. Concept: philosophy, religion, culture. 2018;(3):170-177. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-3-7-170-177

Просмотров: 187


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)