Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

ШОТЛАНДСКАЯ РЕФОРМАЦИЯ И ЕЁ ОТЛИЧИЕ ОТ АНГЛИЙСКОЙ МОДЕЛИ

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-4-8-77-83

Аннотация

Пути Реформации заметно отличались в разных культурных пространствах. Так было и в случае развития движения, связанного с идеями Реформации на территориях таких стран, как Англия и Шотландия, вследствие чего в каждой из этих стран была создана своя национальная церковь особого типа. Для Шотландской Реформации, возглавляемой Джоном Ноксом, более близкими оказались идеи, разработанные в Женеве Джоном Кальвином. Эти идеи вошли в обиход Шотландской Церкви, получившей название Пресвитерианской, в частности потому, что здесь, как и в случае с кальвинизмом, руководство епархиями осуществляли не епископы, а пресвитеры, состоящие из равного числа министров (священников) и старейшин. Таким образом, Шотландская церковь, в отличие от модели, принятой в Англии, не имеет жёсткой вертикальной иерархии, и в силу этого, если можно так выразиться, «ближе к людям». Стюарт Ламонт, автор одной из фундаментальных научных работ о непростых союзах, которые национальные церкви имеют с государством, анализирует в данной статье исторический путь Шотландской модели Реформации и прослеживает, каким образом эта модель привела к тому, что Эдинбург, столица Шотландии, стал одним из центров европейского Просвещения. В настоящее время секуляризация охватила обе национальные церкви в Соединённом Королевстве, и обе они потеряли ведущие позиции в определении национальной жизни. Члены в Кирке (название, под которым Шотландская церковь широко известна в мире) составляют теперь менее одной трети от общего числа верующих, зафиксированного пятьдесят лет тому назад. В то время, как некоторые евангельские церкви демонстрируют рост числа своих приверженцев, национальная церковь Шотландии в настоящее время состоит в основном из пожилых людей, и её моральная власть над своими последователями переросла в основном в агитацию по социальным вопросам. Однако наследие Нокса и основанного им шотландского пресвитерианства имеет и по сей день широкое культурное значение, так как именно эта модель духовной и социальной организации дала Шотландии существующую по сей день образовательную систему. Духовные семена, заложенные в неё её создателями, дали о себе знать уже в эпоху Просвещения, между 1750-ми и 1850-ми гг., когда Шотландия стала центром интеллектуальных достижений своего времени. И до сих пор именно эта модель является сердцевиной всех образовательных учреждений Шотландии, известных далеко за пределами Великобритании.  

Об авторе

С. Дж. Ламонт
университет Сент-Андрюс (Шотландия)
Великобритания

Стюарт Дж. Ламонт - имеет дипломы по естественным наукам и теологии университета Сент-Андрюс (Шотландия), священник Шотландской церкви, посвящённый в 1972 году, автор ряда книг по истории, теологии и государственно-конфессиональным отношениям. Работал в качестве комментатора и продюсера ВВС в 1980-х годах и в течение двадцати лет вёл еженедельную колонку в центральных газетах Шотландии. Представлял Шотландскую церковь в Конференции европейских церквей. В настоящее время живёт в Эдинбурге.



Список литературы

1. Douglas J.D. New International Dictionary of the Christian Church. Exeter, Paternoster Press, 1974. 1074 р.

2. Duncan G.A. John Knox and education. HTS Theological Studies, 2017, Vol. 73, no. 3. pp. 1-9.

3. Duncan G.A. Scottish Presbyterian Church Mission Policy in South Africa, 1898-1923: manuscript. 1997.

4. Joyce P. The State, politics and problematics of government. The British journal of sociology, 2010, Vol. 61, pp. 305-310.

5. Kyle R.G., Johnson D.W. John Knox: An introduction to his life and works. Eugene, Oregon (USA), Wipf and Stock Publishers, 2009. 220 р.

6. Lamont S.J. Church and State: Uneasy Alliances.London, The Bodley Head, 1989. 218 р.

7. Lamont S.J. The Swordbearer: John Knox and the European Reformation. London, Hodder & Stoughton, 1991. 196 р.

8. Lamont S.J. When Scotland Ruled the World.London, HarperCollins, 2001. 244 р.

9. Mackie R.L. A Short History of Scotland.London, Oxford University Press, 1930. 414 р.

10. McKinlay A., Mutch A. ‘Accountable creatures’: Scottish Presbyterianism, accountability and managerial capitalism // Business History, 2015, Vol. 57, no. 2, pp. 241-256.

11. McKinlay A., Taylor P. Foucault, governmentality, and organization: Inside the factory of the future. New York, Routledge, 2014. 184 р.


Рецензия

Для цитирования:


Ламонт С.Д. ШОТЛАНДСКАЯ РЕФОРМАЦИЯ И ЕЁ ОТЛИЧИЕ ОТ АНГЛИЙСКОЙ МОДЕЛИ. Концепт: философия, религия, культура. 2018;(4):77-83. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-4-8-77-83

For citation:


Lamont S.J. THE SCOTTISH REFORMATION AND HOW IT DIFFERS FROM ENGLAND’S. Concept: philosophy, religion, culture. 2018;(4):77-83. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-4-8-77-83

Просмотров: 1188


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)