Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

КАРТЕЗИИСКИИ ДУАЛИЗМ И ФИЛОСОФИЯ РАЗУМА ПЛОТИНУСА

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-2-10-27-39

Полный текст:

Аннотация

В этой статье я намерен решить несколько вопросов, касающихсянекото-рых толкований «философии разума» Плотина:

-              во-первых, я остановился на обосновании идеи о том, что Плотин был «первым картезианцем», за что выступали Джон Диллон и Э. К. Эмильссон. Идея была в основном защищена как предположение, что Плотин предвосхитил субстанциональный дуализм. Однако дуализм разум-тело, очевидный в философии Плотина, ни в коей мере не идентичен и не похож на картезианский, поскольку основные предпосылки метафизики Плотина не оставляют места для таких понятий. Другим аргументом является философское использование интроспекции как Плотином, так и Декартом. Тем не менее, я бы сказал, что именно метод использования интроспекции вносит большую разницу между двумя философами;

-              во-вторых, я остановился на идее Плотина как вестника посткартовыхнередук-ционистских представлений об отношениях между разумом и телом. Я утверждаю, что Плотин и его теория сознания не могут быть истолкованы как разновидность теорий, не приводящих к сокращению, поскольку «философия разума» Плотина в некотором смысле выходит за рамки редукционистских и ненаправленных дискуссий. На самом деле, не редукционисты больше похожи на картезианские взгляды, чем Плотин. Следовательно, сравнение философии Плотина с посткартезианскимневосстановлением мало чем отличается от сравнения с картезианским дуализмом.

Заключение статьи состоит в том, что философия ума может найти изучение философии Плотина очень полезным. Однако, обращая внимание на Плотина и древних философов в целом, мы не должны упускать из нашего внимания научные и философские парадигмы нашего времени, которые обусловливают наши подходы к проблемам и философии разума Плотинуса, многие из которых ещё только ожидают возможного решения.

Об авторе

А. Д. Ристецки
Приштинский университет в Косовской Митровице
Россия

Ристецки Александр - ассистент кафедры философии



Список литературы

1. Broad C.D. The Mind and Its Place in Nature. London, New York, Kegan Paul, Trench, Trubner & CO., LTD: Harcourt, Brace & Company, INC, 1925. 674 p.

2. Chalmers D.J. The Conscious Mind: In Search of a Theory of Conscious Experience. New York, Oxford, Oxford University Press, 1996. 375 p.

3. Cottingham J. The Mind-Body Relation. In S. Gaukroger (Ed.). The Blackwell Guide to Descartes' Meditations. Malden, MA; Oxford; Victoria, Blackwell Publishing. 2006. pp. 179-192.

4. Descartes R. Discourse on the Method of Rightly Conducting the Reason. In E.S. Haldane & G.R.T. Ross (Trans.). The Philosophical Works of Descartes: Vol. I. London, New York, Cambridge University Press, 1911а. pp. 79-130.

5. Descartes R. Meditations on First Philosophy. In E.S. Haldane & G.R.T. Ross (Trans.). The Philosophical Works of Descartes: Vol. I. London, New York, Cambridge University Press, 1911b. pp. 131-199.

6. Descartes R. The Passions of the Soul. In E.S. Haldane & G.R.T. Ross (Trans.). The Philosophical Works of Descartes: Vol. I. London, New York, Cambridge University Press, 1911c. pp. 328-427.

7. Descartes R. The Principles of Philosophy. In E.S. Haldane & G.R.T. Ross (Trans.), The Philosophical Works of Descartes: Vol. I. London, New York, Cambridge University Press, 1911d. pp. 201-302.

8. Dillon J. Plotinus, the First Cartesian? Hermathena. Dublin, Trinity College, 1990. pp. 19-31.

9. Emilsson E.K. Plotinus on Sense-Perception: A Philosophical Study. New York, New Rochelle, Melbourne, Sydney, Cambridge University Press, 1988. 179 p.

10. Emilsson, E.K. Plotinus. London , New York, Routledge, Taylor Francis Group, 2017. 410 p.

11. Frith C., Rees G. A Brief History of the Scientific Approach to the Study of Consciousness. In M. Vel-mans & S. Schneider (Eds.). The Blackwell Companion to Consciousness. Malden, MA , Oxford, Blackwell Publishing, 2007. pp. 9-22.

12. Furley D. Democritus and Epicurus on Sensible Qualities. In J. Brunschwig & M. C. Nussbaum (Eds.). Passions & Perceptions: Studies in Hellenistic Philosophy of Mind, Proceedings of the Fifth Symposium Hel-lenisticum. Cambridge, New York, Cambridge University Press, 1993. pp. 72-94.

13. Griffin D.R. Unsnarling the World-Knot: Consciousness, Freedom, and the Mind-Body Problem. Berkeley and Los Angeles, California, London, England, University of California Press, 1998. 266 p.

14. Guttenplan S. Reduction. In S. Guttenplan (Ed.). A Companion to the Philosophy of Mind (Blackwell Companions to Philosophy). Oxford, Cambridge, Blackwell Publishers, 1994. pp. 535-536.

15. Hart W.D. Dualism. In S. Guttenplan (Ed.), A Companion to the Philosophy of Mind (Blackwell Companions to Philosophy). Oxford, Cambridge, Blackwell Publishers, 1994. pp. 265-269.

16. Hutchinson D.M. Plotinus on Consciousness. New York, Cambridge University Press, 2018. 210 p.

17. Inwood B. Seneca and Psychological Dualism. In J. Brunschwig & M. C. Nussbaum (Eds.), Passions & Perceptions: Studies in Hellenistic Philosophy of Mind, Proceedings of the Fifth Symposium Hellenisticum. Cambridge, New York, Cambridge University Press, 1993. pp. 150-183.

18. Jackson F. Epiphenomenal qualia. In M. Eckert (Ed.). Theories of Mind: An Introductory Reader. Lanham, Maryland, Rowman & Littlefield, 2006. pp. 102-112.

19. Kenny A. The Rise of Modern Philosophy. Oxford, Clarendon Press, 2006. 356 p.

20. Kim J. Mind in a Physical World, An Essay on the Mind-Body Problem and Mental Causation. Cambridge, Massachusetts, A Bradford Book, The MIT Press, 1998. 146 p.

21. Kim J. Essays in the Metaphysics of Mind. New York, Oxford University Press, 2010. 317 p.

22. Plotinus. The Enneads (S. MacKenna, Trans.). London, Faber and Faber Limited,1917. 635 p.

23. Rappe S. Self-Knowledge and Subjectivity in the Enneads. In L. P. Gerson (Ed.). The Cambridge Companion to Plotinus. New York, Cambridge University Press, 1996. pp. 250-274.

24. Rappe S. Reading Neoplatonism, Non-discursive Thinking in the Texts of Plotinus, Proclus and Damascus. Cambridge, New York, Melbourne, Madrid, Cape Town, Singapore, Sao Paulo, Cambridge University Press, 2000. 266 p.

25. Risteski A. Approaching Descartes' Dualism: Reductionism of His Theory of Knowledge. In S. Gouveia & M. Curado (Eds.). Philosophy of Mind, Contemporary Perspectives. Newcastle, Cambridge Scholars Publishing, 2017. pp. 332-347.

26. Ross D.L. Plotinus, the First Cartesian? Hermathena, No. 169, Essays on the Platonic Tradition: Joint Committee for Mediterranean & Near Eastern Studies. Dublin, Trinity College, 2000. pp. 153-167.

27. Ryle G. Descartes' Myth. In D. J. Chalmers (Ed.). Philosophy of Mind, Classical and Contemporary Readings. New York, Oxford, Oxford University Press, 2002. pp. 32-38.

28. Searle J.R. The Rediscovery of the Mind. Massachusetts London, MIT Press Cambridge, 1992. 104 p. Van Riel R., Van Gulick, R. Scientific Reduction. In E.N. Zalta (Ed.). The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Spring 2019). Available at: https://plato.stanford.edu/archives/spr2019/entries/scientific-reduction/ (accessed 10 June 2019).

29. Westphal J. The Mind-Body Problem. Cambridge, Massachusetts; London, The MIT Press, 2016. 222 p.

30. Aristotel. Fizika (S.U. Blagojevih, Trans.) [Physics (S.U. Blagoevich, Trans.)]. Belgrade, PAIDEIA, 2006. 459 p. (In Serbian).

31. Gadamer Kh. G. Khegelova dijalektika (I. Marih, Ed.; E. Perunichih, Trans.) [Hegel's Dialectic (I. Marie, Ed.. Perunichi,, Trans.)]. Belgrade, ПЛАТО, 2003. 349 p. (In Serbian).

32. Eler K. Subjektivnost i samosvest u antitsi (E. Perunichih, Trans.) [The Subjectivity and consciousness in antici (E. Perunichi, Trans.)]. Belgrade, ПЛАТО, 2002. 101 p. (In Serbian).

33. Platon. Dijalozi: Teetet i Fileb (V. Gortan & M. Sironih, Prev.) [Dialogues: Teetet And Fileb (V Gortan & M. Sironi, Prev.)]. Zagreb, ITRO «Forward», 1979. 196 p. (In Serbian).

34. Plotin. Eneade I-VI (S.U. Blagojevih, Trans.) [Eneade I-VI (S.U. Blagoevich, trans.)]. Belgrade, Niro «Kiz-izhevne newspaper», 1984. 917 p. (In Serbian).

35. Khegel G.V.F. Nauka logike, Trehi deo, Subjektivna logika ili uche^e o pojmu (N. Popovih, Trans.) [Science of logic, Treii deo, subjective logic or uche OE by concept (N. Popovib, trans.)]. Belgrade publishing and graphic Institute, 1987. 266 p. (In Serbian).


Для цитирования:


Ристецки А.Д. КАРТЕЗИИСКИИ ДУАЛИЗМ И ФИЛОСОФИЯ РАЗУМА ПЛОТИНУСА. Концепт: философия, религия, культура. 2019;(2):27-39. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-2-10-27-39

For citation:


Risteski A.D. CARTESIAN DUALISM AND PLOTINUS' PHILOSOPHY OF MIND. Concept: philosophy, religion, culture. 2019;(2):27-39. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-2-10-27-39

Просмотров: 196


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)