Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

ТВОРЧЕСТВО И ДУША: ТРИ СЛОЯ СОЗНАНИЯ КАК ИСТОЧНИК СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУКИ, ИСКУССТВА И РЕЛИГИИ

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-3-11-8-17

Полный текст:

Аннотация

Изучение культуры как разнообразия форм деятельности предполагает изучение конкретных форм такой деятельности не только в их «самостоятельном» существовании, но и сквозь призму того, кто, собственно, эту деятельность осуществляет. Такой подход в культурологии связан с обращением к данным психологии и не может не учитывать тех её достижений, которые стали особенно актуальными к концу ХХ – началу ХХI вв. и продолжают оставаться в ряду наиболее востребованных вопросов культурологии как научной дисциплины. Методология подобных исследований связана с комплексным использованием данных экспериментальной психологии, а также теоретическим осмыслением их роли и места в целостном знании об особенностях решения с их помощью «проблемы человека». В силу сказанного наука, искусство и религия как сферы культурной деятельности могут быть рассмотрены сквозь призму теории бессознательного З. Фрейда с теми уточнениями, которые внёс в это учение академик П.В. Симонов. По мысли Симонова, фрейдовское «предсознательное» включает в себя как подсознание, так и сверхсознание. Подсознание содержит интериоризованные механические навыки и невербализуемые образы. Важным открытием Симонова было выделение в психике области сверхсознания, где помещаются также невербализуемые образы, которые защищают сознание от него самого. Разбирая вопрос о слоях психики применительно к науке, искусству и религии, можно выделить три подуровня в каждом из них. В науке это гипотетика (сверхсознание), теорематика (сознание) и аксиоматика (подсознание). В искусстве соответственно иконика (сверхсознание), драматика (сознание) и каноника (подсознание). В религии – мифика (сверхсознание), теологика (сознание), догматика (подсознание). Одним из наиболее важных аспектов слоёв и уровней психики в данной модели является их сбалансированное развитие, которое помогает предотвратить множественные «перекосы» в ту или иную сторону. Нормативный пласт культурологии, который задаётся таким образом, не означает эссенциалистских установок. Фундамент аналитической психологии держится на экспериментальной составляющей, значение которой при осмыслении целостного феномена человека ещё требует своего изучения.

Об авторе

Ю. П. Вяземский
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации
Россия

Симонов-Вяземский Юрий Павлович – к.и.н., Заслуженный работник культуры Российской Федерации, заведующий кафедрой Истории и теории мировой литературы и культуры.

Россия, 119454, г. Москва, проспект Вернадского 76



Список литературы

1. Бэкхерст Д. Еще раз о «Загадке человеческого я» // Вопросы философии. 2010. № 8. С. 88-96.

2. Глаголев В.С. Религиозно-эстетические феномены культуры в контексте творческих поисков истины // Что есть истина?: тезисы докладов всероссийской научно-практической конференции / Под ред. М.И. Билалова. Махачкала: Изд-во ДГУ, 2013. С. 32-36.

3. Громыко Ю.В. Сознание как архивариус. На пути к психосоматике: дисциплине, которая обнаруживает новые интеллектуально-духовные функции // Вопросы философии. 2019. № 4. С. 185-195.

4. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М.: Политиздат, 1974. 271 с.

5. Катунин А.В. Концепция когнитивного бессознательного и её критика Дж. Сёрлом // Идеи и идеалы. 2019. Т. 11. № 1. Ч. 1. С. 129-144.

6. Крюкова А.П. Знание без осознания: опыт исследования имплицитного научения // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 4 (68). С. 166-170.

7. Кузнецов В.Ю. Проблема единства культуры в постнеклассической перспективе // Философский журнал. 2014. № 2 (13). С. 146-161.

8. Матвеева Т.М. Базовые характеристики перцептивного знания // Когнитивные исследования языка. 2014. № 18. С. 420-423.

9. Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого я. М.: Политиздат, 1976. 287 с.

10. Павлов-Пинус К.А. Теоретизирование о сознании: эпистемические пролегомены. Часть I // Философский журнал. 2018а. Т. 11. № 2. С. 40-57.

11. Павлов-Пинус К.А. Теоретизирование о сознании: эпистемические пролегомены. Часть II // Философский журнал. 2018б. Т. 11. № 3. С. 47-55.

12. Платон. Апология Сократа // Платон. Сочинения в 4-х тт. Т. 1. М.: Мысль, 1990. С. 70-96.

13. Сидорова М.А. Даймонион как метафора действующего и мыслящего Кто в философии Х. Арендт // Вопросы философии. 2015. № 12. С. 93-101.

14. Симонов П.В. Созидающий мозг: нейробиологические основы творчества. М.: Наука, 1993. 112 с.

15. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984. 161 с.

16. Симонов-Вяземский Ю.П. Антропологическое измерение концептуализации языков познания в современной культуре // Гуманитарный вектор. 2018а. Т. 13. № 3. С. 124-131.

17. Симонов-Вяземский Ю.П. Человек – существо девятимерное // Концепт: философия, религия, культура. 2018б. № 1 (5). С. 7-14.

18. Фрит К. Мозг и душа: как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. М.: АСТ; Corpus, 2016. 336 с.


Рецензия

Для цитирования:


Вяземский Ю.П. ТВОРЧЕСТВО И ДУША: ТРИ СЛОЯ СОЗНАНИЯ КАК ИСТОЧНИК СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУКИ, ИСКУССТВА И РЕЛИГИИ. Концепт: философия, религия, культура. 2019;(3):8-17. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-3-11-8-17

For citation:


Vyazemsky Yu.P. CREATIVITY AND SOUL: THREE LAYERS OF CONSCIOUSNESS AS A SOURCE OF SCIENCE, ART AND RELIGION. Concept: philosophy, religion, culture. 2019;(3):8-17. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-3-11-8-17

Просмотров: 988


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)