МОЛОДАЯ БОГИНЯ В ДРЕВНЕМ ПАНТЕОНЕ ИНДИИ
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-3-11-88-100
Аннотация
Статья посвящена появлению и роли Матери-Индии (Бхарат-мата), богини, вошедшей в индусский пантеон лишь в начале XX в. Мать-Индия стала воплощением территории страны, главного объединяющего начала многочисленных религиозных общин поликонфессиональной Индии. Появившаяся в журналах и массово растиражированная, богиня быстро меняла свои имена (Душа родины – Мать Бенгалия – Мать Индия) и облики, со временем включив своё изображение (изначально четырёхрукой молодой женщины) в очертания Индийского субконтинента.
Новый облик отражал патриотический настрой нации, желание идентифицировать себя со своей территорией и готовность к самопожертвованию во имя свободы родины. Смешение картографического (геоморфного) и антропоморфного образов, визуализирующих новое божество, обеспечило Бхарат-мате уникальный статус в пантеоне индусских богов, закрепив за ней исключительное право воплощать и символизировать собой территорию страны. Вписывание женской фигуры в контуры географических очертаний страны, её карты, привело к появлению нового визуального феномена – гео-тела богини, которое, наряду с индийским шафраново-бело-зелёным флагом и патриотическим гимном «Ванде Матарам» стало одной из важнейших примет национально-освободительного движения.
Обретя своих адептов с момента рождения, молодая богиня подтверждает свой божественный статус – статуи и храмы, посвящённые ей, можно встретить в разных уголках Индии, изображениями богини пестрят страницы журналов и других масс-медиа. Не случайно Бхарат-мата стала и первой посланницей индусских богов за пределами родины.
Об авторе
И. Т. ПрокофьеваРоссия
Прокофьева Ирина Тенгизовна – к.филол.н., доцент кафедры индоиранских и африканских языков.
119454, Москва, проспект Вернадского, 76
Список литературы
1. Зенкин С.Н. Небожественное сакральное. Теория и художественная практика. М.: Из-во РГГУ, 2014. 537 с.
2. Прокофьева И.Т. Не вообще, а в частности // Портрет и скульптура. Визуализация территорий, идеологий и этносов через материальные объекты (I том проекта «Под небом Южной Азии», руководитель И. Глушкова) / отв. редактор И.Т.Прокофьева. М.: Наука-Восточная литература, 2014. С. 573-586.
3. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. 144 с.
4. Dasgupta Subrata. Awakening. The Story of the Bengali Renessance. L.: Random House India, 2007. 477 p.
5. Davis Richard H. Lives of Indian Images. Princeton: Princeton University Press, 1997. 352 p.
6. Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere: An Iinquiry into a Category of Bourgeois Society. Cambridge: The MIT Press, 1989. 326 p.
7. Mojumder Monosij. The Partition of Bengal and Bengali School Art // Contesting Colonialism. Partition and Colonialism Re-Visited / Tapati Sengupta, Shreela Roy (eds.). New-Delhi: MacMilan India LTD, 2007. 268 p.
8. Neumayer E., Schelberger C. Popular Indian Art. Raja Ravi Varma and the Printed Gods of India. New-Delhi: Oxford University Press, 2003. 184 p.
9. Ramaswamy Sumathi. The Goddess and the Nation. Mapping Mother India. Durham NC: Duke University Press, 2010. 400 p.
Рецензия
Для цитирования:
Прокофьева И.Т. МОЛОДАЯ БОГИНЯ В ДРЕВНЕМ ПАНТЕОНЕ ИНДИИ. Концепт: философия, религия, культура. 2019;(3):88-100. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-3-11-88-100
For citation:
Prokofieva I.T. THE YOUNG GODDESS IN THE ANCIENT PANTHEON OF INDIA. Concept: philosophy, religion, culture. 2019;(3):88-100. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-3-11-88-100