КАЛЛИГРАФИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В КУЛЬТУРЕ И ОБРАЗОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-3-11-143-157
Аннотация
Современные процессы в области освоения гражданами Китая истории своей культуры убедительно демонстрируют последовательный рост интереса к такой важной её части, как письменность и связанные с ней традиции каллиграфии. Анализ основополагающих документов, регулирующих возвращение каллиграфии в процесс школьного обучения, позволяет выделить устойчивую тенденцию государственной поддержки курса на обучение каллиграфии в рамках обязательного и дополнительного образования. Не теряет каллиграфия позиций и в университетской среде.
В настоящее время правительством КНР проводится реформа образования, акцентирующая внимание на обучении каллиграфии на этапах начального и среднего образования; готовятся кадры, способные провести данную реформу в жизнь. Не меньший интерес вызывает появление такого тренда, как обучение навыкам каллиграфии пожилых, соответствующее общему направлению социальной работы с «культурой возраста», характерной для традиций Китая. Дискуссии, развернувшиеся вокруг темы обучения каллиграфии, показывают, что этот вид деятельности не уступает под напором цифровых технологий, оставаясь, в том числе, средством коммуникации между людьми, а также средством, с помощью которого руководство страны стремится повысить культурный уровень населения, сохранить и приумножить национальное культурное наследие.
Методология изучения поставленных вопросов опирается на контент-анализ публикаций китайских медиа, а также на анализ основополагающих документов, предоставленных для общего доступа на сайтах Министерства образования КНР и сайтах вузов, реализующих программу «обучения учителей» каллиграфии.
Об авторе
Е. М. КуланинаРоссия
Куланина Елена Михайловна – соискатель кафедры философии.
Россия, 119454, Москва, проспект Вернадского, 76
Список литературы
1. Алексахин А.Н. Алфавит китайского языка путунхуа. Буква – фонема – звук речи – слог – слово. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательство ВКН, 2018. 212 с.
2. Алексахин А.Н. Взаимодействие иероглифического и звукобуквенного стандартов слова китайского языка путунхуа // Вестник МГИМО-Университета. 2010. № 1 (10). С. 128-135.
3. Алексахин А. Н. Две письменные формы слова китайского языка путунхуа в межцивилизационном контакте Востока и Запада // Гуманизация образования. 2016. № 5. С. 34-39.
4. Алексахин А.Н. Современная политика КНР в отношении иероглифической и буквенной письменности // Вестник МГИМО-Университета. 2011. № 3 (18). С. 243-252.
5. Арапов О.Г. «Имагинативная философия» Я. Голосовкера и «Имажинативная метафизика» Г. Башляра: две модели философии воображения // Вестник РУДН. Серия: Философия. 2017. № 2. С. 158-164.
6. Белозерова В.Г. Искусство китайской каллиграфии. М.: РГГУггу, 2007. 481 с.
7. Белозерова В.Г. Особенности развития каллиграфической традиции Китая // Новое видение культуры мира в XXI веке. Владивосток: Изд-во ДВГТУгту, 2003. С. 187 191.
8. Белозерова В.Г. Психологические аспекты творчества китайского каллиграфа и роль каллиграфии в развитии этнического самосознания и самопонимания // Мир психологии. 2004. № 3. С. 86-95.
9. Воевода Е.В. Лингвострановедческие исследования и межкультурная коммуникация // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2016. Т. 5. № 4. С. 68-71.
10. Воевода Е.В. Цифровизация: новые возможности и вызовы для языкового образования // Языковой дискурс в социальной практике. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Тверь: Тверской государственный университет, 2019. С. 16-20.
11. Глаголев В.С. Образные языки современной культуры: экранная реальность и “ручное письмо” в эпоху компьютерного шрифта // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2018а. № 3 (29). С. 105-112.
12. Глаголев В.С. Объективные предпосылки взаимодействия культур в современном мире // Контуры будущего в контексте мирового культурного развития. XVIII Международные Лихачевские научные чтения. СПб., 2018б. С. 397-398.
13. Гуревич Т.М. Национально-культурная обусловленность непрямой коммуникации // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 2. С. 163-166.
14. Каменец А.В. Художественно-гуманитарное образование как ресурс формирования человеческого капитала в современном обществе // Россия и современный мир: капитал, солидарность, субъективность. Материалы XXII Социологических чтений [Электронный ресурс]. М.: РГГУггу, 2017. С. 108-111.
15. Каменец А.В., Калеущенко Д.С. Основные сценарии глобализации и её последствия в мировом культурном пространстве // Художественное пространство культуры третьего тысячелетия: проблемы науки и образования. Сборник научных трудов. М.: Буки-веди, 2018. С. 75-79.
16. Ковалева С.В. Онтология искусства: идеальность, предметность, смыслообраз // Национальные приоритеты России. 2015. № 1 (15). С. 15-21.
17. Куланина Е.М. Ценностные аспекты искусства каллиграфии в коммуникативной традиции Востока // Миссия конфессий. 2017. № 22. С. 100-107.
18. Национальный союз каллиграфов России [Электронный ресурс]. URL: http://www.calligraphy-union.ru (дата обращения: 04.08.2019).
19. Современный музей каллиграфии [Электронный ресурс]. URL: https://www.calligraphy-museum.com (дата обращения: 04.08.2019).
20. Хлыщева Е.В. Культурный диалог в гетеротопном пространстве современного мира: к проблеме культурной безопасности // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник ИНИОН РАН. Вып. 12. Ч. 3. М., 2017. С. 758-761.
21. Should Calligraphy Be Compulsory? // Beijing Review [Электронный ресурс]. URL: http://www.bjreview.com.cn/Cover_Stories_Series_2013/2013-05/27/content_571205.htm (дата обращения: 02.08.2019).
22. New calligraphy classes for China’s internet generation // BBC [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/news/world-asia-pacific-14693677 (дата обращения: 29.07.2019).
23. 宠中华, 王默涵《行书每天 30 分钟》, 长春: 时代文艺出版社, 2018. 黑龙江省政协书画院 // Всекитайская ассоциация каллиграфов провинции Хэйлунцзян [Электронный ресурс]. URL: http://www.hljzx.gov.cn/zxshs/ (дата обращения: 03.08.2019).
24. 艺术头条。 // Информационный арт портал [Электронный ресурс]. URL: https://m-news.artron.net/20170308/n913813.html (дата обращения: 01.08.2019).
25. 加澍《小学语文生练习册》,一年级上,上册,长春: 长春出版社. 2018.
26. 上海书法家协会 // Шанхайская ассоциация каллиграфов [Электронный ресурс]. URL: http://www.shanghaishuxie.com (дата обращения: 03.08.2019).
27. 头条三号网 // Образовательный портал Тоутяо Саньхаован [Электронный ресурс]. URL: https://toutiao.sanhao.com/news-detail-31143.html (дата обращения: 03.08.2019).
28. 头条三号网 // Образовательный портал Тоутяо Саньхаован [Электронный ресурс]. URL: https://toutiao.sanhao.com/news-detail-10404.html (дата обращения: 03.08.2019).
29. 文库百度。 // Программа урока словесности китайского языка [Электронный ресурс]. URL: https://wenku.baidu.com/view/0255895bbb68a98271fefafe.html (дата обращения: 07.03.2019).
30. 新华通讯社。新华网 // Информационный интернет-портал Синьхуа Новости [Электронный ресурс]. URL: http://www.xinhuanet.com/ttgg/2019-07/08/c_1124724710.htm (дата обращения: 29.07.2019),
31. 中国老年大学协会 // Китайская ассоциация университетов для пожилых людей [Электронный ресурс]. URL: https://www.caua1988.com/#/info/0/737 (дата обращения: 03.08.2019).
32. 中国硬笔书法协会 // Всемирная ассоциация «Жесткие перья» [Электронный ресурс]. URL: http://www.zgybsfxh.com (дата обращения: 03.08.2019).
33. 中国文学艺术界联合会 // Всекитайская ассоциация работников литературы и искусства [Электронный ресурс]. URL: http://e.cflac.org.cn (дата обращения: 03.08.2019).
34. 中国共产党新闻网 // Новости коммунистической партии КНР [Электронный ресурс]. URL: http://www.people.com.cn/GB/shizheng/16/20021118/868961.html (дата обращения: 03.08.2019).
35. 中国书法家协会 // Китайская ассоциация каллиграфов [Электронный ресурс]. URL: http://www.ccagov.com.cn (дата обращения 03.08.2019).
36. 中国书协刻字研究会 // Ассоциация исследователей каллиграфии [Электронный ресурс]. URL: http://www.eshufa.com/?action-viewcomment-itemid-17805.html (дата обращения: 03.08.2019).
37. 中华人民共和国教育部 // Министерство образования КНР [Электронный ресурс]. URL: http://old.moe.gov.cn//publicfiles/business/htmlfiles/moe/moe_714/201301/xxgk_147389.html (дата обращения: 01.08.2019).
Рецензия
Для цитирования:
Куланина Е.М. КАЛЛИГРАФИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В КУЛЬТУРЕ И ОБРАЗОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ. Концепт: философия, религия, культура. 2019;(3):143-157. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-3-11-143-157
For citation:
Kulanina E.M. CALLIGRAPHIC TRADITIONS IN CULTURE AND EEUCATION OF MODERN CHINA. Concept: philosophy, religion, culture. 2019;(3):143-157. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-3-11-143-157