Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

ЭХ, ДОРОГИ! (ИЛИ КАК РАБОТАЮТ ДЕМАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГЕМЫ)

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-3-11-167-178

Полный текст:

Аннотация

Данная статья – попытка на примере одной идеологемы «охрана дорог», использованной четверть века назад властями Грузии в качестве предлога для военного вторжения в Абхазию, показать, как работают средства конструирования политической реальности. Исследование выявило, что подобные идеологемы инициируют определённую социально-поведенческую рефлексию и позволяют стране-агрессору, прикрываясь псевдо-гуманными целями, осуществлять как «мягкую» гуманитарную, так и прямую военную экспансию.

Цель исследования – проанализировать идеологему «охрана дорог», выделить её манипулятивные концептуальные признаки и доказать их искажающую реальность природу. С этой целью автор обращается к событиям августа 1992 г. и осмысляет в качестве линговопрагматической подоплёки экспансии концепт «охрана дорог». Это позволяет решить главную задачу – понять, как с помощью идеологических штампов в сознание людей внедрялись установки, и создавались необходимые политические настроения, позволившие властям Грузии осуществить не осуждённое мировым сообществом военное вторжение на территорию Абхазии.

Новизна работы заключается в том, что в ней впервые вводится и актуализируется понятие демагогической идеологемы. Таковая определяется как популистско-пропагандистский штамп, манифестирующий себя в определённый исторический период как реальность и отличающийся императивностью и, главное, симулятивностью. Подобные идеологические штампы вбрасываются в политический дискурс с целью усыпления бдительности и подталкивания к заведомо ошибочным выводам. Со временем, однако, демагогические идеологемы утрачивают свою значимость и воспринимаются как не оправдавшие ожиданий представления, не соответствующие аксиологическим доминантам представителей определённой лингвокультуры. В работе мы придерживались лингвоидеологического, лингвосемиотического и лингвокультурологического методов исследования.

Об авторе

Л. А. Агрба
Абхазский государственный университет
Россия

Агрба Лана Алексеевна – к.филол.н., доцент кафедры английского и немецкого языков.

384900, Республика Абхазия, г. Сухум, ул. Университетская 1



Список литературы

1. Барт Р. Мифологии. М.: Изд. Сабашниковых, 1996. 312 с.

2. Бахтин М.М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. М.: Лабиринт, 2000. 640 с.

3. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. М.: Алконост, 1994. 170 с.

4. Белая книга Абхазии. 1992-1993. М., 1993. 357 с.

5. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М.: Русская книга, 2003. 260 с.

6. Воронов Ю. Боль моя Абхазия. Гагра, 1995. 111 с.

7. Клушина Н.И. Общие особенности публицистического стиля // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования [отв. ред. М.Н. Володина]. М.: Изд-во МГУ, 2003. С. 269-289.

8. Клушина Н.И. Интенциональные категории публицистического текста (на материале периодических изданий 2000-2008 гг.). Автореф. дис. докт. филол. наук. М., 2008. 62 с.

9. Клушина Н.И. Теория идеологем // Политическая лингвистика. №4 (50), 2014. с. 54-58.

10. Конфликты в Абхазии и Южной Осетии. Документы 1989-2006 гг. М., 2008. 499 с.

11. Купина Н.А. Живые идеологические процессы и проблемы культуры речи // Язык. Система. Личность. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2005. C. 90-104.

12. Малышева Е.Г. Идеологема как лингвокогнитивный феномен: определение и классификация // Политическая лингвистика. 2009. № 4. С. 32-40.

13. Марр Н.Я. Кавказоведение и абхазский язык / Н.Я. Марр. О языке и истории абхазов. М., 1938. С. 126-128.

14. Нодиа Г. Конфликт в Абхазии: национальные проекты и политические обстоятельства // Грузины и абхазы. Путь к примирению. М., 1998. С. 19-67.

15. Петренко В., Митина О. Психосемантическое исследование политического менталитета // Общественные науки и современность. 1994. №6. С. 82-99.

16. Сорокин А. А. Политические символы и их влияние на массовое сознание / А. А. Сорокин // Труд. Профсоюзы. Общество. 2013. № 2. С. 96–99.

17. Флад К. Политический миф. Теоретическое исследование / пер. с англ. А. Г. Георгиев. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 264 с.

18. Чудинов А.П. Политическая лингвистика. Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2007. 254 с.

19. Шария В. Абхазская трагедия. Сочи: Б.И., 1994. 140 с.

20. Языкова А. Государства Южного Кавказа в системе международных координат // Кавказ и глобализация. Том 8, выпуск 3-4, 2014. с.7-16.

21. Beard, A. The Language of Politics. Routledge, 2000. 136 p.

22. Chapple, A. The War for Abkhazia: 25 Years Later. Aug 23, 2017. www.rferl.org

23. Kelly, G.A. The Psychology of Personal Constructs. N.Y., 1955. 400 p.

24. Mackinder, H. Democratic Ideals and Reality: A Study in the Politics of Reconstruction. London:


Рецензия

Для цитирования:


Агрба Л.А. ЭХ, ДОРОГИ! (ИЛИ КАК РАБОТАЮТ ДЕМАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГЕМЫ). Концепт: философия, религия, культура. 2019;(3):167-178. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-3-11-167-178

For citation:


Agrba L.A. AH, THE ROADS! OR HOW DEMAGOGIC IDEOLOGEMES WORK. Concept: philosophy, religion, culture. 2019;(3):167-178. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-3-11-167-178

Просмотров: 356


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)