КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-3-11-179-188
Аннотация
В данной статье предлагается краткий обзор некоторых современных научных вызовов и парадоксов, а также связанных с этим социальных проблем. Обозначены ключевые проблемы в сфере изучения сознания в связи с работой учёных над созданием искусственного интеллекта. Вследствие подобных амбициозных устремлений современной науки особое значение приобретает доступ к индивидуальному миру личности, к конкретно-процессуальному переживанию ею эмоциональных состояний, к её персональным креативным устремлениям.
Предложенные тезисные положения исследования коммуникативных и креативных возможностей музыкального языка, его качественных отличий от рассмотренного потенциала вербальной семантики дают ясное представление о том, что язык музыки имеет прямое отношение и к эмоциональной выразительности и к стимулированию процесса познания. В результате подобного резюме становится очевидным факт, что изучение вербальных и музыкальных выразительных возможностей, их сравнительный анализ в реалиях культурных и коммуникационных тенденций современности не ограничивается потребностями сферы искусства.
Далее предлагается некий взгляд на коммуникативные возможности музыкальной выразительности в связи со способностью музыки к передаче процесса протекания индивидуальных эмоций человека. Новизна данной статьи заключается в обосновании дальнейшего подробного изучения коммуникационных возможностей музыкальной выразительности, которые вне сферы искусства позволят открыть интерактивный доступ к эмоциональному миру индивида, его квалиа. В свою очередь, статус квалиа считается одной из самых острых и широко обсуждаемых проблем в современной философии, поскольку представители различных сфер науки нередко видят в нём ключ к пониманию природы сознания.
Ключевые слова
Об авторе
М. В. АлексееваРоссия
Алексеева Мария Викторовна – к.филос.н., выпускница Российской академии музыки им. Гнесиных, доцент кафедры связей с общественностью.
Россия, 125993, Москва, Кронштадтский бульвар, 20
Список литературы
1. Аверкин А.Н., Гаазе-Рапопорт М.Г., Поспелов Д.А. Толковый словарь по искусственному интеллекту. 1992. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.raai.org/library/tolk/aivoc.html#L208 (дата обращения 26.04.2018).
2. Александров Ю.И. Мозг – психика – культура с позиций системно-эволюционного подхода. 2018. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=UZz2m1IfUk4&t=5s (дата обращения: 19.03.2018).
3. Александров Ю.И. Недизъюнктивный подход к пониманию сознания и эмоций: культурно-специфический взгляд. / Далай-лама и российские ученые. Диалоги о природе сознания. Сессия 2. 2017. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=_ba9wivnpPk&t=80s (дата обращения: 13.10.2018).
4. Аллахвердов В.М. Человек разумный? Ночь. Интеллект. №1. Т.В. Черниговская с Виктором Аллахвердовым. 2017. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=EsOh5AxTBRA&t=104s (дата обращения: 14.04.2018).
5. Анохин К.В. «Вспомнить всё». 2017. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=Zeg5UkO_0k0&t=3544s (дата обращения: 14.06.2018).
6. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления: сб. ст. под ред. М. Арановского. М.: Музыка, 1974. С. 90-129.
7. Канеман Д. Исследование разума: интуиция – чудеса и ошибки. 2002 (публ. 2016). [Электронный ресурс]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=ppK8dPnkU8g (дата обращения: 26.11.2018).
8. Кант И. Сочинения в шести томах. Т. 4, ч.1. М: Мысль, 1965. 544 с.
9. Козлов Н.И. Теория социального психоанализа эмоций. 2013. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=A3SLE_1IkKA&t=40s (дата обращения: 19.08.2018).
10. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Из ранних произведений. М.: Изд-во «Правда», 1990. С. 195-394.
11. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.
12. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993. 262 с.
13. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. М.: Сов. художник, 1978. 237 с.
14. Смирнов Г.А. Оккам, Уильям // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН. – 2-е изд., испр. и допол. Т. 1-4. М.: Мысль, 2010. 2816 с.
15. Твердислов В.А. Великое в малом. Человеческая память: известное о неизвестном. 2015. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=S5kc3SFg9_4 (дата обращения: 27.08.2018).
16. Черниговская Т.В. «ЗАЧЕМ НУЖНО ЧИТАТЬ КНИГИ???». 2017. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=RpPJr3dj5bQ&t=140s. (дата обращения: 10.05.2018).
17. Csikszentmihalyi M. Flow: The Psychology of Optimal Experience. Publisher: Harper Perennial Modern Classics; 1 edition (July 1, 2008). 334 p.
18. Itard J.-M.-G. The Wiid Boy of Aveyron. New York: Meredith Company, 1962. 104 p.
19. Malson, L. Les enfants sauvages. Mythe et réalité. Paris: Union générale des éditeurs, Collection 10/18. 1964. 398 p.
20. Penrose R. The Emperor’s New Mind: Concerning Computers, Minds and the Laws of Physics. Oxford University Press, 1989. 480 p.
21. Zatorre R.J., Baum S.R. Musical Melody and Speech Intonation: Singing a Different Tune, PLOS Biology, 2012, DOI: 10.1371/journal.pbio.1001372. [Электронный ресурс]. – URL: https://journals.plos.org/plosbiology/article?id=10.1371/journal.pbio.1001372#s2 (дата обращения: 27.06.2018).
Рецензия
Для цитирования:
Алексеева М.В. КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. Концепт: философия, религия, культура. 2019;(3):179-188. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-3-11-179-188
For citation:
Alekseeva M.V. THE COMMUNICATIVE POTENTIAL OF MUSICAL EXPRESSIVENESS. Concept: philosophy, religion, culture. 2019;(3):179-188. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-3-11-179-188