«БИТЕРНАРНАЯ ОППОЗИЦИЯ» КАК ЭЛЕМЕНТ ЯЗЫКА ОПИСАНИЯ МНОГОПОЛЯРНОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИСТЕМЫ В ПОСТСТРУКТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-4-12-118-128
Аннотация
Основная задача – прослеживание влияния структурализма и постструктурализма на конструирование бинарных, тернарных, тетрарных схем координации и субординации элементов сложных «нейро» систем в этнологии и социальной антропологии. Новизна исследования его автору видится: 1) в уточнении формальных компонент бинаризма и его производных («монодуализма», «монотриализма» и впервые вводимого в научный обиход «битриализма») в качестве подхода, претендующего на универсальность объяснения существования культурных констант; 2) в замене дискретных горизонтальных и вертикальных плоскостных проекций «первобытной онтологии» на интегрирующую их трёхмерную «битриальную». Вывод: на смену логическому бинаризму структурализма в социальную науку вместе с постструктурализмом пришли тетрарные, монобинарные, битернарные семиотические схемы, способные фиксировать и описывать не только двухмерные, но и трёхмерные, статически равновесные и динамически неравновесные состояния сложных метафизических, мифоритуальных и социальных систем.
Ключевые слова
Об авторе
И. П. ДавыдовРоссия
д.филос.н., доцент Философского факультета
Научная специализация: философрелигиовед
119991, ГСП-1, Москва, Ленинские горы, МГУ, учебный корпус «Шуваловский», ауд. Г-502
Список литературы
1. Дандес А. Бинарные оппозиции в мифе: ретроспективный взгляд на полемику Проппа и ЛевиСтроса. // Фольклор: семиотика и/или психоанализ: Сб. статей. / Пер. с англ. А.С. Архиповой и др. Сост. А.С. Архипова. М.: Вост. лит., 2003. C. 108–118.
2. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев / Пер. с франц. Т.В. Цивьян. М.: Наука, 1986. 234 с.
3. Дюмезиль Ж. Религия Древнего Рима с приложением, посвященным религии этрусков / Пер. с франц. и латыни под ред. Ф.А. Пирвица и Т.Г. Сидаша. СПб.: Квадривиум, 2018. 896 с.
4. Иванов Вяч.Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры: в 3 тт. Т. 1. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. 912 с.
5. Иванов Вяч.Вс. Чёт и нечёт: асимметрия мозга и знаковых систем. М.: Сов.радио, 1978. 184 с.
6. Иванов Вяч.Вс., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы (Древний период). М.: Наука, 1965. 246 с.
7. Кастру Э.В., де. Каннибальские метафизики. Рубежи постструктурной антропологии / Пер. с франц. Д.Ю. Кралечкина. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017 (2009). 142 с.
8. Кон Э. Как мыслят леса: к антропологии по ту сторону человека / Пер. с англ. А. Боровикова. М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. 344 с.
9. Леви-Строс К. Структурная антропология / Пер. с франц. под ред. и с примеч. Вяч. Вс. Иванова. М.: Наука, 1985. 536 с.
10. Леви-Строс К. Тотемизм сегодня. Неприрученная мысль // Первобытное мышление / Пер. с франц., вступит.ст. и прим. А.Б. Островского. М.: Республика, 1994. С. 37-336.
11. Леви-Стросс К. Структура и форма. Размышления об одной работе Владимира Проппа // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / пер. с франц. и вступит.ст. Г.К. Косикова. М.: Прогресс, 2000. С. 121–152.
12. Леви-Стросс К., Якобсон Р. «Кошки» Шарля Бодлера // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / пер. с франц. и вступит. ст. Г.К. Косикова. М.: Прогресс, 2000. С. 98-120.
13. Маранда П., Кёнгас-Маранда Э. Структурные модели в фольклоре // Зарубежные исследования по семиотике фольклора: сб. статей / Сост. Е.М. Мелетинский и С.Ю. Неклюдов / Пер. с англ. и франц. Т.В. Цивьян. М.: Наука, 1985. С. 194-260.
14. Островский А.Б. Парадигма мифологического мышления: очерк вклада К. Леви-Строса. СПб.: Кронос, 2004. 182 с.
15. Панофский Э. Перспектива как «символическая форма» // Перспектива как «символическая форма». Готическая архитектура и схоластика / Пер. с нем. и англ. СПб.: Азбука-Классика, 2004. С. 30-211.
16. Пропп В.Я. Морфология сказки. Л.: Academia, 1928. 152 с. [Репр.: Рига,б/г].
17. Пропп В.Я. Структурное и историческое изучение волшебной сказки // Фольклор и действительность. Избранные статьи / Сост. Б.Н. Путилова. М.: Наука; Гл. ред. вост. лит-ры, 1976. С. 132-152.
18. Радин П. Трикстер. Исследование мифов северо-американских индейцев с комментариями К.Г. Юнга и К.К. Кереньи / Пер. с англ. В.В. Кирющенко. СПб.: Евразия, 1999. 288 с.
19. Трубецкой Н.С. Основы фонологии / Пер. с нем. А.А. Холодовича под ред. С.Д. Кацнельсона с послесл. А.А. Реформатского. - 2-е изд. М.: Аспект Пресс, 2000. 352 с.
20. Тернер В. Символ и ритуал / Пер. с англ. Сост. и предисл. В.А. Бейлиса. М.: Наука, 1983a. 277 с.
21. Тернер В. Символы в африканском ритуале // Символ и ритуал / Пер. с англ. Сост. и предисл. В.А. Бейлиса. М.: Наука, 1983b. С. 32–46.
22. Целесообразность человека. Публичная лекция в «Новой» антрополога, лингвиста и семиотика Вячеслава Всеволодовича Иванова. Вопросы задаёт Юлия Латынина [Электронный ресурс] // Новая газета. 2012a. № 91. 15 августа. URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2012/08/14/50996-tselesoobraznost-cheloveka (дата обращения: 08.08.2019).
23. Целесообразность человека. Часть 2. Публичная лекция в «Новой» антрополога, лингвиста и семиотика Вячеслава Всеволодовича Иванова. Вопросы задаёт Юлия Латынина [Электронный ресурс] // Новая газета. 2012b. № 92. 17 августа. URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2012/08/16/51021-tselesoobraznost-cheloveka-chast-2 (дата обращения: 08.08.2019).
24. Turner Victor W. On the Edge of the Bush. Anthropology as Experience. Tucson, Arizona: The University of Arizona Press, 1985. 328 p.
Рецензия
Для цитирования:
Давыдов И.П. «БИТЕРНАРНАЯ ОППОЗИЦИЯ» КАК ЭЛЕМЕНТ ЯЗЫКА ОПИСАНИЯ МНОГОПОЛЯРНОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИСТЕМЫ В ПОСТСТРУКТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ. Концепт: философия, религия, культура. 2019;(4):118-128. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-4-12-118-128
For citation:
Davydov I.P. BITERNARY OPPOSITION AS AN ELEMENT OF MULTIPOLAR SOCIO-CULTURAL SYSTEM DESCRIPTION LANGUAGE IN POSTSTRUCTURAL ANTHROPOLOGY. Concept: philosophy, religion, culture. 2019;(4):118-128. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-4-12-118-128