Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ КАК УЧАСТНИК ПРОЦЕССА ГЛОБАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУР

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-4-12-178-184

Аннотация

В XIX-XX вв. гаудиа-вайшнавизм проходил трансформацию в русле реформаторского индуистского движения, приобретая черты универсализма и выходя за рамки этнической принадлежности. Этому процессу способствовала его идейная основа – культ бхакти (личностное, любовное отношение к божеству), принимающий в свои ряды людей любой расы, пола и социального положения. Благодаря широкомасштабной миссионерской деятельности члены Общества сознания Кришны (ОСК) совместно с другими проиндуистскими религиозными организациями создали в России «ведическую» субкультуру, охватывающую не одну сотню тысяч россиян. Она объединяет кришнаитов, последователей «славянского ведизма», индуизма и сходных с ними движений в духе Нью Эйдж. Вместе с тем нельзя говорить об успешной интеграции гаудиа-вайшнавов в российский социум. Информация, транслируемая под маркером «ведическое знание» оказалась в российском социуме оторваной от своего идеологического источника, то есть воспринимается россиянами, как правило, вне кришнаизма. Параллельно с массовостью данной субкультуры проявилась и обратная её сторона – массовая критика «ведизма». В значительной степени последняя связана с разочарованием людей, столкновением их с обманом, вымогательством денег под видом благочестивых пожертвований, психическим и даже физическим насилием. Бескомпромиссные религиозные принципы, экзотичность культовой практики, внутренние конфликты, дистанцированность от динамики жизни российского социума, а также активная деятельность антикультовых и противокультовых объединений не позволили Обществу выйти на уровень конкуренции с доминирующими в России конфессиями. При этом есть основания утверждать, что Общество сознания Кришны способствовало формированию нового в российском обществе религиозно-культурного пласта на стыке индуизма и нью-эйдж.

Об авторе

Т. В. Ясная
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Философский факультет. Россия
Россия

аспирант 3-го года обучения кафедры философии религии и религиоведения

Научная специализация: религиоведение, новые религиозные движения

Россия, 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27



Список литературы

1. Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Бхагавад-гита как она есть. М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2012. 815 c.

2. Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Наука Самоосознания. М.: Бхактиведанта Бук Траст (BBT), 2013. 494 c.

3. Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Путешествие вглубь себя. М.: Бхативеданта Бук Траст, 1997. 494 c.

4. Ватман С.В. Бенгальский вайшнавизм / Под ред. С.В. Пахомова. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2005. 403 с.

5. Глаголев В.С. Общее и особенное в тенденциях конфессионального универсализма глобализирующегося мира // Философия в современном мире: диалог мировоззрений: материалы VI Российского философского конгресса (Н. Новгород, 27-30 июня 2012). Т.1. Н.Новгород: Издательство Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, 2012. С. 435-436.

6. Как стать «русским вайшнавом»? [Электронный ресурс] // Форум Кришна.ru. URL:http://www.forum.krishna.ru/showthread.php?t=15141&highlight=русская+культура(дата обращения: 15.05.2019).

7. Кнорре Б.К. Индуизм: от глобалистской адаптации - к альтернативному глобалистскому проекту // Религия и глобализация на просторах Евразии / под ред. А. Малашенко и С. Филатова. - 2-е изд. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), Центр Карнеги, 2009. С. 256-295.

8. Рашковский Е.Б., Никифорова Е.Г. Индуизм: от племенных верований к мировой религии // Мировая экономика и международные отношения. М.: РАН, 2015. № 5. С. 104-112.

9. Силантьева М.В. Ценностные лекала современной культуры: религия, право, мораль // Вестник ВГУ. Серия: Философия. 2018. № 2. С. 76-81.

10. Скороходова Т.Г. Духовные искания индийской интеллигенции и универсализация индуизма // Культура и искусство. 2015. № 2. С. 122-132.

11. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. - 4-е изд. СПб.: Азбука-классика, Петербургское Востоковедение, 2005. 384 с.

12. Broo M. As good as God: the guru in Gaudiya Vaisnavism. Abo: Abo Akademi University Press, 2003. 275 p.

13. Vrindavana das Thakur Sri Caitanya Bhagavata. India: Vrajraj Press, 2004. 500 p.


Рецензия

Для цитирования:


Ясная Т.В. МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ КАК УЧАСТНИК ПРОЦЕССА ГЛОБАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУР. Концепт: философия, религия, культура. 2019;(4):178-184. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-4-12-178-184

For citation:


Yasnaya T.V. INTERNATIONAL SOCIETY FOR KRISHNA CONSCIOUSNESS AS A PARTICIPANT IN СULTURAL GLOBALIZATION. Concept: philosophy, religion, culture. 2019;(4):178-184. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-4-12-178-184

Просмотров: 479


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)