ВЕНСКИЙ МОДЕРН И РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО АР ДЕКО
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-4-12-191-199
Аннотация
В статье рассматривается преимущественно творчество основателей мастерских – Й. Хоффмана, К. Мозера и Г. Климта. В качестве произведений, синтезирующих разные виды искусства, выступают два полноценно реализованных проекта – санаторий в Пуркерсдорфе и дворец Стокле в Брюсселе. Оба проекта можно рассматривать как воплощения «гезамкунстверка», то есть принципа создания совершенных и всеобъемлющих произведений искусства.
Ар деко выдвинул на первый план категории «качества жизни» и «комфорта», но необходимо помнить, что и эта тенденция появилась также в позднем модерне. Так, «художники, которые в 1890-е гг. под вывеской Сецессиона вовлеклись в активный поиск новой правды – правды инстинктов, отвернулись теперь от своих внушающих тревогу открытий и приступили к решению более скромной и выгодной задачи: украшать повседневную жизнь и домашний быт венской элиты».
По выражению Хоффмана, художники отныне должны решать исключительно творческие задачи, а не заниматься политикой. Эта точка зрения отлична от того жизнеустроительного пафоса, которыми были полны ранние манифесты модерна. Если на большинстве выставок с 1898 г. торжествовал лозунг «Веку – его искусство, искусству – его свободу», то уже каталог 1908 г. начинался с эпиграфа «Искусство никогда не выражает ничего, кроме самого себя».
Ключевые слова
Об авторе
А. С. ДобрыдневаРоссия
аспирант Философского факультета, Кафедра истории и теории мировой культуры, научный сотрудник-куратор в московском Музее Ар Деко.
Научная специализация искусство рубежа XIX-XX веков, стиля модерн и ар деко
119991, Россия, г. Москва, Ленинские горы, д. 1
Список литературы
1. Аникст А. Эстетика Морриса и современность. М.: Изобразительное искусство, 1987. 267 с.
2. Иконников А.В. Мастера архитектуры об архитектуре. М.: Искусство, 1972. 373 с.
3. Искусство эпохи модернизма: стиль ар деко 1910-1940-е годы: сборник статей. М.: Пинакотека, 2009. 320 с.
4. Малинина Т.Г. Стиль Ар деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции: дис. … д. искусствоведения. М., 2002. 372 с.
5. Малинина Т.Г. Формула стиля. Ар Деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции. М.: Пинакотека, 2005. 304 с.
6. Матюнина Д.С. История интерьера. М.: Академический Проект; Парадигма, 2012. 552 с. + 16 с. цв. вкл.
7. Петухов А.В. Ар деко и искусство Франции первой четверти XX века. М.: БуксМАрт, 2016. 312 с.
8. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. М.: Искусство, 1989. 294 с.
9. Шорске К.Э. Вена на рубеже веков. Политика и культура. СПб.: Издательство им. Н.И. Новикова, 2001. 520 с.
10. Topp L. An Architecture for Modern Nerves: Josef Hoffman’s Purkersdorf Sanatorium // Journal of the Society of Architectural Historians. 1997. Vol. 56. № 4. P. 414-437.
11. Topp L. Architecture and Truth in Fin-de-Siecle Vienna. L.: Cambridge press, 2004. 250 p.
Рецензия
Для цитирования:
Добрыднева А.С. ВЕНСКИЙ МОДЕРН И РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО АР ДЕКО. Концепт: философия, религия, культура. 2019;(4):191-199. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-4-12-191-199
For citation:
Dobrydneva A.S. VIENNESE SECESSION AND THE BEGINNING OF EUROPEAN ART DECO. Concept: philosophy, religion, culture. 2019;(4):191-199. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-4-12-191-199