Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

ВЕНСКИЙ МОДЕРН И РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО АР ДЕКО

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-4-12-191-199

Аннотация

Статья посвящена искусству венского модерна позднего периода. В ней обосновывается положение о том, что объединение «Сецессион» и его ремесленное предприятие «Венские мастерские» является переходной стадией в формировании нового декоративного искусства (ар деко). При этом в своей программе они отчасти остаются на позициях стиля модерн.
В статье рассматривается преимущественно творчество основателей мастерских – Й. Хоффмана, К. Мозера и Г. Климта. В качестве произведений, синтезирующих разные виды искусства, выступают два полноценно реализованных проекта – санаторий в Пуркерсдорфе и дворец Стокле в Брюсселе. Оба проекта можно рассматривать как воплощения «гезамкунстверка», то есть принципа создания совершенных и всеобъемлющих произведений искусства.
Ар деко выдвинул на первый план категории «качества жизни» и «комфорта», но необходимо помнить, что и эта тенденция появилась также в позднем модерне. Так, «художники, которые в 1890-е гг. под вывеской Сецессиона вовлеклись в активный поиск новой правды – правды инстинктов, отвернулись теперь от своих внушающих тревогу открытий и приступили к решению более скромной и выгодной задачи: украшать повседневную жизнь и домашний быт венской элиты».
По выражению Хоффмана, художники отныне должны решать исключительно творческие задачи, а не заниматься политикой. Эта точка зрения отлична от того жизнеустроительного пафоса, которыми были полны ранние манифесты модерна. Если на большинстве выставок с 1898 г. торжествовал лозунг «Веку – его искусство, искусству – его свободу», то уже каталог 1908 г. начинался с эпиграфа «Искусство никогда не выражает ничего, кроме самого себя».

Об авторе

А. С. Добрыднева
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Россия

аспирант Философского факультета, Кафедра истории и теории мировой культуры, научный сотрудник-куратор в московском Музее Ар Деко.

Научная специализация искусство рубежа XIX-XX веков, стиля модерн и ар деко

119991, Россия, г. Москва, Ленинские горы, д. 1



Список литературы

1. Аникст А. Эстетика Морриса и современность. М.: Изобразительное искусство, 1987. 267 с.

2. Иконников А.В. Мастера архитектуры об архитектуре. М.: Искусство, 1972. 373 с.

3. Искусство эпохи модернизма: стиль ар деко 1910-1940-е годы: сборник статей. М.: Пинакотека, 2009. 320 с.

4. Малинина Т.Г. Стиль Ар деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции: дис. … д. искусствоведения. М., 2002. 372 с.

5. Малинина Т.Г. Формула стиля. Ар Деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции. М.: Пинакотека, 2005. 304 с.

6. Матюнина Д.С. История интерьера. М.: Академический Проект; Парадигма, 2012. 552 с. + 16 с. цв. вкл.

7. Петухов А.В. Ар деко и искусство Франции первой четверти XX века. М.: БуксМАрт, 2016. 312 с.

8. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. М.: Искусство, 1989. 294 с.

9. Шорске К.Э. Вена на рубеже веков. Политика и культура. СПб.: Издательство им. Н.И. Новикова, 2001. 520 с.

10. Topp L. An Architecture for Modern Nerves: Josef Hoffman’s Purkersdorf Sanatorium // Journal of the Society of Architectural Historians. 1997. Vol. 56. № 4. P. 414-437.

11. Topp L. Architecture and Truth in Fin-de-Siecle Vienna. L.: Cambridge press, 2004. 250 p.


Рецензия

Для цитирования:


Добрыднева А.С. ВЕНСКИЙ МОДЕРН И РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО АР ДЕКО. Концепт: философия, религия, культура. 2019;(4):191-199. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-4-12-191-199

For citation:


Dobrydneva A.S. VIENNESE SECESSION AND THE BEGINNING OF EUROPEAN ART DECO. Concept: philosophy, religion, culture. 2019;(4):191-199. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-4-12-191-199

Просмотров: 1438


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)