Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Пьер Дюгем и непрерывное развитие науки

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-1-13-21-29

Полный текст:

Аннотация

Рассматривая вклад французского философа и учёного П. Дюгема в такую важную часть культуры, как история науки, необходимо подчеркнуть: его творчество сыграло важную роль в переосмыслении картины мира предшествующих эпох и способствовало становлению картины мира, релевантной подходам современной науки. За основу исследования взяты такие работы П. Дюгема, как «Система мира» («Le système du monde») и «Этюды о Леонардо да Винчи» («Études sur Léonard de Vinci»). Обращают на себя внимание два основных тезиса Дюгема. Во-первых, гипотеза, согласно которой христианство (в частности, Католическая церковь) не затрудняло, но, напротив, способствовало развитию науки, устраняя некоторые космологические положения греческого язычества, несовместимые с современной наукой. Во-вторых, П. Дюгем настаивает: первыми сторонниками интуиций, лежащих в основе научной революции, были парижские профессора Сорбонны, жившие в эпоху поздней схоластики (а именно, Ж. Буридан, Н. Орем). Интересно, что при этом французский учёный явно преуменьшает вклад в создание новой «аксиоматики культуры» нефранцузских мыслителей. Новая модель «онтологии» познания сопряжена в концепции П. Дюгема с идеями новой гносеологии. Поддерживая идею развития науки как постепенного и непрерывного процесса, он выступает с позиций эволюционного подхода к её истории; придерживается принципа холизма, настаивая, что нельзя подтвердить или опровергнуть отдельное утверждение. Истинность любого положения теории всегда связанна с истинностью целой системы гипотез. Соответственно, по П. Дюгему развитие научного знания в каждый конкретный период развития культуры не отвергает научные теории, но способствует их постепенной модификации. Со временм старые концепции перестают существовать, на их почве вырастают новые. Актуальность подобного подхода, вписывающего развитие научного знания в социокультурный контекст, позволяет определить границы ответа на важный философско-культурологический вопрос: почему современная наука возникла именно в Европе, а не где-либо ещё.

Об авторе

А. Лорети
РНИМУ им. Н.И. Пирогова
Россия

Лорети Анджело – кандидат философских наук, преподаватель Международного факультета

117997, Москва, ул. Островитянова, 1



Список литературы

1. Agnoli F. 2010. Indagine sul cristianesimo. Milano: Piemme. 279 р. (In Italian).

2. Buridano G. 1983. Il cielo e il mondo. Commento al Trattato «Del Cielo» di Aristotele. Milano: Ruscon. 479 р. (In Italian).

3. Calvin M. 1969. Chemical Evolution. Oxford: Clarendon. 278 р.

4. Cassirer E. 1973. La filosofia dell’Illuminismo. Firenze: La Nuova Italia. P. 63-136 (In Italian).

5. Clagett M. 1959. The Science of Mechanics in the Middle Ages. Madison (WI): Univ. of Wisconsin Press. 711 p.

6. Comte O. 1842. Cours de philosophi positive. Vol. 6. 904 p. (In French).

7. Crombie A.C. 1952. Augustine to Galileo. The History of Science 400–1650. Crombie A.C. London. 437 p.

8. Duhem P. 1913. Le système du monde: histoire des doctrines cosmologiques de Platon à Copernic. Vol. 10. Paris: Hermann. 530 p. (In French).

9. Duhem P. 1906. Études sur Léonard de Vinci, ceux qu’il a lus, ceux qui l’ont lu. Vol. 3. Paris: Hermann. 642 p. (In French).

10. Grant E. 1996. The foundations of Modern Science in the Middle Ages. Their Religious, Institutional, and Intellectual Contexts. Grant E. Cambridge. 249 p.

11. Hannam J. 2005. La genesi della scienza. Come il Medioevo cristiano ha posto le basi della scienza moderna. Trad. di Brunetti M., Hannam J. Crotone: d’Ettoris ed. 496 p. (In Italian).

12. Jaki S.L. 1984. Uneasy genius: the life and work of Pierre Duhem. The Hague: Martinus Nijhoff Publishers. 472 р.

13. Keplero G. 1601. De fundamentis Astrologiae Certioribus. Thesis XX. (In Latin).

14. Lindberg D.C., Numbers R.L. 2003. When Science and Christianity Meet. Chicago: Ed. University of Chicago Press. 357 p.

15. Maier A. 1982. On the Threshold of Exact Science Selected Writings of Anneliese Meier on Late Medieval Natural Philosophy. Maier A. Philadelphia: University of Pennsylvania Press. 192 p.

16. Maiocchi R. 1985. Chimica e filosofia. Scienza, epistemologia, storia e religione nell’opera di Pierre Duhem. Firenze: La Nuova Italia. 445 p. (In Italian).

17. Needham J. 1981. Scienza e civiltà in Cina. Torino: Einaudi. 560 p. (In Italian).

18. Nemo P. 2014. La bella morte dell’ateismo moderno. P. Soveria Mannelli (Italia): Rubbettino Editore, Fede e Spiritualità, Biblioteca liberale, Problemi aperti. 140 р. (In Italian).

19. Stark R. 2008. La vittoria della ragione. Torino: Lindau. 376 p. (In Italian).

20. Whitehead A.N. 1925. Science and the Modern World. New York: Macmillan. 296 p.

21. Буркхардт Я. 2001. Культура Италии в эпоху Возрождения. Москва: Интрада. 441 c.

22. Власовский И.Ф. 1911. Основные черты мировоззрения М.В. Ломоносова. Харьков. 38 с.

23. Клайн М. 1984. Математика. Утрата определенности. Москва: Мир. 446 c.


Для цитирования:


Лорети А. Пьер Дюгем и непрерывное развитие науки. Концепт: философия, религия, культура. 2020;4(1):21-29. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-1-13-21-29

For citation:


Loreti A. Pierre Duhem and the Continuous Development of Science. Concept: philosophy, religion, culture. 2020;4(1):21-29. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-1-13-21-29

Просмотров: 188


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)