Спор о методе М. Фуко: стратегии интерпретации вербального и визуального
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-1-13-39-48
Аннотация
Вопрос о методе М. Фуко, способах и границах его применимости является одним из центральных в дискуссиях его многочисленных последователей. Реконструкция метода per se предполагает различные стратегии работы с его текстами. В статье предлагается компаративистский анализ интерпретации философских идей Р. Декарта и живописных произведений Э. Мане в творчестве М. Фуко. Такой подход посредством столкновения анализа визуальных и вербальных источников позволяет выявить общие контуры фукольдианской методологии. Интерпретируя идеи Р. Декарта, М. Фуко активно использует метафоры света и тьмы, обращается к возможностям вербализованной визуальности. Картезианские идеи служат основанием переключения в новый регистр отношения к безумию в европейской культуре. В свою очередь интерпретация творчества Э. Мане, предложенная М. Фуко, базируется на анализе революционных изменений в понимании искусства, привнесенных выдающимся французским художником. Она затрагивает не только собственно эстетический контекст, но приводит к новым отношениям между произведением и зрителем, а также способствует установлению новых социокультурных практик. Производимая Фуко вербализация визуального радикально отличается от традиционных искусствоведческих подходов. В творчестве Фуко интерпретации вербального и визуального тесно переплетены друг с другом, а его метод может быть успешно применён при работе с источниками различной природы. Предложенная автором попытка прочтения интерпретативных стратегий Фуко применительно к вербальным и визуальным источникам показывает лишь одну из сторон его методологических новаций. Взаимодействие вербального и визуального у Фуко является одним из важных приёмов, позволяющих продемонстрировать механизмы построения интерпретативных стратегий.
Об авторе
Е. Н. ИщенкоРоссия
Ищенко Елена Николаевна – доктор философских наук, профессор кафедры онтологии и теории познания, факультет философии и психологии
394006, Воронеж, Университетская пл., 1
Список литературы
1. Dreyfus H.L., Rabinow P. 1983. Michel Foucault. Beyond Structuralism and Hermeneutics. Chicago: The University of Chicago Press. 256 p.
2. Rubin J. H. 1994. Manet’s silence and the poetics of bouquets. Cambridge, MA: Harvard University Press. 256 p.
3. Soussloff C.M. 2001. Foucault on painting. History of the human sciences. 24 (4). Р. 113–123.
4. Tanke J.J. 2008. The specter of Manet: A contribution to the archaeology of painting. The Journal of aesthetics and art criticism. 66 (4). Р. 381–392.
5. Деррида Ж. 2000. Письмо и различие. Санкт-Петербург: Акад. Проект. 432 с.
6. Дьяков А.В. 2010. Мишель Фуко и его время. Санкт-Петербург: Алетейя. 672 с.
7. Фуко М. 2011. Живопись Мане. Санкт-Петербург: Владимир Даль. 232 c.
8. Фуко М. 2005. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. Ч.2. Москва: Праксис. 320 с.
9. Фуко М. 1997. История безумия в классическую эпоху. Санкт-Петербург: Университетская книга. 576 с.
Рецензия
Для цитирования:
Ищенко Е.Н. Спор о методе М. Фуко: стратегии интерпретации вербального и визуального. Концепт: философия, религия, культура. 2020;4(1):39-48. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-1-13-39-48
For citation:
Ishchenko E.N. Discuss about Foucault’s Method: Interpretative Strategies of Verbal and Visial. Concept: philosophy, religion, culture. 2020;4(1):39-48. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-1-13-39-48