Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Роль философии в «Божественной комедии» Данте

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-1-13-60-71

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена роли античной философии в средневековой теологии. Объектом для сравнительного анализа «взаимоотношений» философии и теологии выбрана «Божественная комедия» Данте. Проблема «сложных» отношений философии и теологии заключается в вопросе о сотворении мира. Аристотель и его средневековые последователи Аверроэс и Сигерт Брабантский считали, что мир не является творением Бога, но он нуждается в нём как в причине своего движения. Несмотря на огромный авторитет Аристотеля как Философа, Учителя, Данте поместил античных мыслителей во главе с Аристотелем в Лимбе – сенях Ада, тем самым лишив их возможности пройти через Ад, Чистилище и когда-либо предстать перед Богом. «Вина» античных мыслителей заключалась в том, что они жили до Христа, а потому не знали Христа. Подчёркивается, что все прижизненные неприятия теряют свой смысл в Раю, где перед Богом все равны. Вот почему Фома Аквинский и Сигер Брабантский оказались в Раю рядом. В статье отмечается, что лейтмотивом через всю «Божественную комедию» Данте проходит тема мудрости. Отмечено, что путешествием по кругам Ада, восхождением по уровням Чистилища и «попаданием» в Рай Данте обязан Беатриче – аллегории Философии. Именно Философия в образе прекрасной Беатриче «приходит» на помощь, когда Данте очутился в «непроходимом лесу» своей души. Беатриче-Философия просит Вергилия сопровождать Данте по Аду и Чистилищу. Самой Беатриче помогают Лючия – символ Теологии, и Дева Мария – с согласия Судьи. Философия в образе Беатриче представляет мудрость. Теология же призвана очищать умы, что возможно только в Чистилище. Рай – воплощение справедливости и понимания истины, где происходит некоторое примирение теологии и философии. Через образ Рая была высказана главная мысль христианства о том, что перед Богом все равны. Бог – воплощение терпения и прощения, только надо веровать в него и не пытаться понимать. В композиции поэмы Аристотель и Христос располагаются зеркально противоположно: Аристотель в Лимбе, то есть в сенях Ада, а Христос находится на 10-м небе Рая в центре Эмпирея. Так аллегорический смысл поэмы повествует внешнее противостояние философии и теологии как противостояния знания и веры.

Об авторе

Р. Д. Ушканова
Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Россия

Ушканова Раиса Дмитриевна – кандидат философских наук, доцент кафедры философии

677000, Якутск, ул. Белинского, 58



Список литературы

1. Данте А. 1982. Божественная Комедия. Пер. с итал. М.Л. Лозинского. Москва: Правда. 640 с.

2. Джайлз М. 1999. Данте Алигьери: Великие мыслители Запада. Пер. с англ. В. Федорина. Москва: КРОН-ПРЕСС. 656 с. С. 167-173.

3. Жильсон Э. 2010. Данте и философия. Пер. с франц. Г.В. Вдовиной. Москва: Институт философии, теологии и истории св. Фомы. 384 с.

4. Кудрявцев В.В. 1998. Лекции по истории религии и свободомыслия. 3-е изд., испр. и доп. Минск: ТетраСистемс. 384 с.

5. Мамардашвили М.К. 1989. Как я понимаю философию. О. Долженко. Вестник высшей школы. № 2. С. 80-87. Назаров В.Н. 2017.

6. Этическая структура и моральная символика Ада в «Божественной комедии» Данте. Этическая мысль. 17 (2). С. 91-106.

7. Хокинг С. 2001. Краткая история времени. От Большого взрыва до черных дыр. Пер. Н. Смородинской. Санкт-Петербург: Амфора. 100 с.


Для цитирования:


Ушканова Р.Д. Роль философии в «Божественной комедии» Данте. Концепт: философия, религия, культура. 2020;4(1):60-71. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-1-13-60-71

For citation:


Ushkanova R.D. The Role of Philosophy in Dante’s Divine Comedy. Concept: philosophy, religion, culture. 2020;4(1):60-71. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-1-13-60-71

Просмотров: 650


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)