Религиоведческие аспекты в постструктурной антропологии Эдуарду Вивейруша Де Кастру (Постмодернизм как язык описания мифологической действительности индейцев Амазонки: симулякры трикстера в шаманизме)
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-1-13-84-94
Аннотация
Объектом данного исследования является теория «постструктурной антропологии», а предметом – мифоритуальная картина мира аборигенов Амазонии. Цель – выяснить истоки «постструктурной антропологии» Э.В. де Кастру и возможность ее применения в современном отечественном религиоведении. Для этого были избраны методы дескрипции, исторического и компаративного анализа, моделирования. Задачами же являются: 1) построение аналоговой 3D-модели (трехмерной) «шаманского универсума», согласно фактографии «постструктурной антропологии» Э.В. де Кастру; 2) верификация её эвристического потенциала на материале повсеместно распространенных верований в существование оборотней; 3) проверка адекватности применения постмодернистского тезауруса в качестве языка описания мировоззрения амазонских шаманов. Актуальность заявленной проблематики продиктована наблюдаемой эпистемологами сменой научных парадигм в современной социальной антропологии. Новизна данного исследования его автору видится, во-первых, в создании и апробации трехмерной аналоговой 3D-модели «шаманского универсума», согласно социальным фактам, накопленным «постструктурной антропологией». Во-вторых, в предположении симметричности образов шамана и ризомы (в случае использования постмодернистского тезауруса в качестве инструмента языка описания). Автор приходит к следующим выводам: – непосредственными истоками «постструктурной антропологии» служат взгляды Ж. Делёза и Ф. Гваттари, а общий фон, от которого отталкиваются Э.В. де Кастру и Э. Кон, - это достижения британской школы социальной антропологии и структурализм К. Леви-Строса; – понятийный аппарат постмодернизма способен выступить адекватным языком дескрипции шаманского опыта, как то убедительно продемонстрировали амазонисты Э.В. де Кастру и Э. Кон; – модель шаманского универсума (хаосмоса) обладает достаточным эвристическим потенциалом для ее применения к другим феноменам религии, мифоритуала, виртуальным мирам фэнтези, сказок и фольклора.
Ключевые слова
Об авторе
И. П. ДавыдовРоссия
Давыдов Иван Павлович – доктор философских наук, доцент; доцент кафедры философии религии и религиоведения Философского факультета
119991, Москва, ГСП-1, Ломоносовский проспект, 27, корп. 4
Список литературы
1. Castro Viveiros de. E.B. 2012. Cosmological Perspectivism in Amazonia and Elsewhere: Four lectures given in the Department of Social Anthropology, Cambridge University (February-March 1998). Introduction by Roy Wagner. Journal of Ethnographic Theory. Hau Masterclass Series. Vol. 1. Manchester: University of Manchester. 168 p.
2. Castro Viveiros de. E.B. 1992. From the Enemy’s Point of View. Humanity and Divinity in an Amazonian Society. Transl. by Catherine V. Howard. Chicago: The University of Chicago Press. 391 p.
3. Radin P. 1927. Primitive Man as Philosopher. With a foreword by John Dewcy. New York and London: D. Appleton and Co. xviii+402 p.
4. Арон Р. 1992. Этапы развития социологической мысли. Пер. с франц. А.И. Рычагова и др. Предисл. П.С. Гуревича. Москва: Прогресс-Политика. 608 с.
5. Барт Р. 2000. Нулевая степень письма. Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. Пер. с франц. и вступит. ст. Г.К. Косикова. Москва: Прогресс. 536 с. С. 50-96.
6. Бодрийяр Ж. 2015. Симулякры и симуляции. Пер. с франц. А. Качалова. Москва: Постум. 240 с.
7. Делёз Ж., Гваттари Ф. 2008. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. Перс. с франц. и послесл. Д. Кралечкина. Екатеринбург: У-Фактория. 672 с.
8. Делёз Ж., Гваттари Ф. 2010. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения. Пер. с франц. и послесл. Я.И. Свирского. Екатеринбург: У-Фактория; Москва: Астрель. 895 с.
9. Кастру Э.В., де. 2017. Каннибальские метафизики. Рубежи постструктурной антропологии. Пер. с франц. Д.Ю. Кралечкина. Москва: Ад Маргинем Пресс. 142 с.
10. Кон Э. 2018. Как мыслят леса: к антропологии по ту сторону человека. Пер. с англ. А. Боровикова. Москва: Ад Маргинем Пресс. 344 с.
11. Латур Б. 2014. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. Пер. с англ. И. Полонской под ред. С. Гавриленко. Москва: ИД ВШЭ. 384 с.
12. Леви-Строс К. 1999. Мифологики. В 4 т. Т. 1: Сырое и приготовленное. Пер. с франц. З.А. Сокулер, К.З. Акопяна. Москва; Санкт-Петербург: Университетская книга. 406 с.
13. Ло Дж. 2015. После метода: беспорядок и социальная наука. Пер. с англ. П. Хановой и др. под ред. С. Гавриленко. Москва: Изд-во ин-та Гайдара. 352 с.
14. Никишенков А.А. 2008. История британской социальной антропологии. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ. 396 с.
15. Новик Е.С. 2004. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: Опыт сопоставления структур. Изд. 2-е, испр. и доп. Москва: Вост. лит. 304 с.
16. Радин П. 1999. Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев с комментариями К.Г. Юнга и К.К. Кереньи. Пер. с англ. В.В. Кирющенко. Санкт-Петербург: Евразия. 288 с.
17. Рэдклифф-Браун А.Р. 2001а. Метод в социальной антропологии. Пер. с англ. и заключ. ст. В.Г. Николаева. Москва: Канон-пресс-Ц; Кучково поле. 416 с.
18. Рэдклифф-Браун А.Р. 2001b. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции. Пер. с англ., комм. О.Ю. Артемовой и др. Ст. А.А. Никишенкова. Москва: Вост. лит. РАН. 304 с.
19. Смоляк А.В. 1991. Шаман: личность, функции, мировоззрение: (Народы Нижнего Амура). Москва: Наука. 280 с.
20. Шаманизм народов Сибири. Этнографические материалы ХVIII-ХХ вв.: хрестоматия. 2006. Сост., вступит. ст. Т.Ю. Сем. Санкт-Петербург: СПбГУ. 664 с.
21. Эванс-Причард Э. 2003. История антропологической мысли. Пер. с англ. А.Л. Елфимова; Статья А.А. Никишенкова. Москва: Вост. лит. 358 с.
22. Элиаде М. 1998. Шаманизм: архаические техники экстаза. Пер. с англ. К. Богуцкого и В. Трилис. Киев: София. 384 с.
23. Элиаде М., Кулиано И. 1997. Словарь религий, обрядов и верований. При участии Г.С. Винер. Пер. с франц. Москва: Рудомино; Санкт-Петербург: Университетская книга. 415 с.
24. Этнологические исследованияпо шаманству и иным ранним верованиям и практикам. Т. 1: Шаманизм и ранние религиозные представления. 1995. К 90-летию докт. ист. наук., проф. Л.П. Потапова. Сб. статей. Москва: Ин-т этнологии и антропологии РАН. 272 с.
25. Якобсон Р.1985. Нулевой знак. Избранные работы. Перев. с англ., нем. и франц. Сост. В.А. Звегинцева. Предисл. Вяч. Вс. Иванова. Москва: Прогресс. 455 с. С. 222-230.
Рецензия
Для цитирования:
Давыдов И.П. Религиоведческие аспекты в постструктурной антропологии Эдуарду Вивейруша Де Кастру (Постмодернизм как язык описания мифологической действительности индейцев Амазонки: симулякры трикстера в шаманизме). Концепт: философия, религия, культура. 2020;4(1):84-94. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-1-13-84-94
For citation:
Davydov I.P. Аspects of Post-Structural Anthropology of Eduardo Viveiros de Castro (Postmodernism as a Language of the Description of Amazonian Tribes’ Mythological Reality: the Trickster’s Simulacra in Shamanism). Concept: philosophy, religion, culture. 2020;4(1):84-94. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-1-13-84-94