Концепт «Европейский дом» в культуре и искусстве Франции (на примере творчества М. Уэльбека)
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-1-13-139-149
Аннотация
Внимание к культурной составляющей той формы «метиссажа», существенные черты которого концептуализирует понятие «европейский дом», имеет развёрнутое воплощение в литературе современной Франции. Особый интерес представляет её рассмотрение сквозь призму культурологии, что позволяет проследить не только логико-понятийное, но и эмпирическое содержание данного понятия; выявить и описать противоречия между «общим» и «особенным» в жизни отдельных людей и целых народов в контексте процессов глобализации, евроинтеграции и технологической революции. Богатый материал для изучения этой темы даёт творчество известного французского писателя Мишеля Уэльбека. М. Уэльбек выделил ряд проблем, способствующих, по его мнению, ускоренному разложению уникальных европейских культур. Среди них – засилье евро – и национальной бюрократии, разрушение сложившегося культурного уклада и стандартизация образа жизни. Писатель также поднимает более общий вопрос о причинах деформации идентичности современного человека. По его мнению, они коренятся в утрате религиозных и нравственных ценностей, что влечёт за собой растерянность и слабость воли, переключая повседневное существование деморализованного индивида в область симулятивного потребления. Симуляция разрушает эмоциональность, лишая человека собственно человеческих чувств, мешает создать устойчивые отношения с другими людьми. Уэльбек описывает текточнические сдвиги культурного бытия Франции, преломленные в трагическом изменении самосознания европейца, дом которого – «везде» и «нигде».
Об авторе
А. А. КоролевРоссия
Королев Андрей Александрович – аспирант кафедры мировой культуры и литературы
119454, Москва, проспект Вернадского, 76
Список литературы
1. Korzybski А. 1990. Collected Writings, 1920-1950. Collected and Arranged by M. Kendig. New York: Institute of General Semantics. 915 р.
2. Carl Sauer on Culture and Landscape: Readings and Commentaries. 2009. Ed. by William M. Denevan and Kent Mathewson. Baton Rouge, LA: Louisiana State University Press. 458 p.
3. Levesque K. 2004. La créolité: entre tradition d’oraliture créole et tradition littéraire française. Cap-SaintIgnace, Québec: Éditions Nota bene. 191 р. (In French).
4. Picanço L.C. 2000. Vers un concept de littérature nationale martiniquaise: évolution de la littérature martiniquaise au XXème siècle: une étude sur l’œuvre d’Aimé Césaire, Edouard Glissant, Patrick Chamoiseau et Raphaël Confiant. NewYork: P. Lang. 131 р. (In French).
5. Бадью А. 2014. Малое руководство по инэстетике. Санкт-Петербург: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге. 156 с.
6. Бонюшко Н.А., Туманов К.М. 2009. Международные стандарты ИСО как основа обеспечения качества и конкурентоспособности продукции и услуг предприятия. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 1 (71). С. 361-365.
7. Веденина Л.Г. 2017. Франция и Россия: транскультурное и межъязыковое взаимодействие (XI – XXI вв.). Концепт: философия, религия, культура. № 3. С. 65-74.
8. Гладощук А.В. 2017. Демон аналогии: Октавио Пас, Рубен Дарио и испаноамериканский модернизм между Америкой и Францией. Литература двух Америк. № 2. С. 186-195 DOI 10.22455/2541-7894-2017-2-186-195.
9. Гладощук А.В. 2016. «Явление и явленное»: Октавио Пас в диалоге с Шарлем Бодлером. Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. № 5. С. 164-173.
10. Дарио Р. 2017. Иностранные писатели в Париже. Пер. с исп. Т.В. Балашовой. Литература двух Америк. № 2. С. 215–222.
11. Додельцев Р.Ф. 2010. Введение в науку о наук. В 3-х частях. Ч.2. Вселенная, жизнь, культура. Москва: МГИМО-Университет. 127 с.
12. Додельцев Р.Ф. 2014. Введение в науку о науке: философия, психология и социология познания. В 3-х частях. Ч. 3. Культура, познание, личность. Москва: МГИМО-Университет. 208 с.
13. Замятин Д.Н. 1999. Моделирование географических образов: Пространство гуманитарной географии. Смоленск: Ойкумена. 256 с.
14. Силантьева М.В., Капилупи С.М. 2015. Экзистенциальный реализм в литературе, философии и культуре XIX – начала XX вв.: рецепция традиции (А. Мандзони, Ф.М. Достоевский и Н.А. Бердяев). Ricercheslavistiche. 13 (59). С. 129-152.
15. Уэльбек М. 2001. Элементарные частицы. Москва: Иностранка. 415 с.
16. Уэльбек М. 2011. Карта и территория. Пер. с фр. М. Зониной. Москва: Астрель; CORPUS. 480 с.
17. Уэльбек М. 2016. Покорность. Пер. с фр. М. Зониной. Москва: Астрель; CORPUS. 352 с.
18. Уэльбек М. 2020. Серотонин. Пер. с фр. М. Зониной. Москва: Астрель; CORPUS. 320 с.
19. Федотова В.Г., Федотова Н.Н., Чугров С.В. 2018. Культура, институты, политика. Полис. Политические исследования. № 1. С. 143-156. DOI: 10.17976/jpps/2018.01.10.
20. Шейпак С.А. 2012. «Карта и территория» – роман-пастиш Мишеля Уэльбека. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 3 (14). С. 109-114.
21. Шестопал А.В., Коннов В.И. 2018. Культура, наука, дипломатия: перспективы практико-ориентированного подхода. Международные процессы. Т. 16. 3 (54). С. 214-224. DOI: 10.17994/IT.2018.16.3.54.13.
22. Шляков А.В. 2014. Нарратив дома в пространстве культуры оседлости и номадности. Вестник Кемеровского государственного университета. Т.2. 2 (58). С. 219-222.
Рецензия
Для цитирования:
Королев А.А. Концепт «Европейский дом» в культуре и искусстве Франции (на примере творчества М. Уэльбека). Концепт: философия, религия, культура. 2020;4(1):139-149. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-1-13-139-149
For citation:
Korolev A.A. «European Home» Concept seen in French Art and Culture (on the Example of M. Houellebecq’s Work). Concept: philosophy, religion, culture. 2020;4(1):139-149. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-1-13-139-149