Лувр Абу-Даби или миф о вестернализме
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-1-13-194-200
Аннотация
Изучение феномена Лувра Абу-Даби (Ближневосточный музей Лувра) с точки зрения истории культуры актуально в нескольких аспектах. Во-первых, представляет интерес сам факт создания этого музея как своеобразного «преемника» и «интерпретатора» западной традиции, что обуславливает его культуртрегерскую деятельность. В качестве case-study здесь уместно обратиться к истории приобретения Лувром Абу-Даби месопотамской коллекции. Во-вторых, на данном материале можно проследить особенности развития современных стратегий конструирования идентичности с помощью «мягкой силы» и выявить, каким образом вырабатываются альтернативные культуроцентрические версии общественного развития, пересматривающие тезис о доминировании «центра» не в пользу Запада. Рассмотрение оригинального способа подачи соответствующего «западного» культурного содержания в рамках «не-западного» культурного кода позволяет поставить вопрос о вероятном рецидиве культурного империализма на символическим уровне. Определённые черты такого рецидива обнаруживаются в специфике организации музейного пространства и особенностях экспозиции Лувра Абу-Даби. В данной связи открывается перспектива более четко прогнозировать возможные культурные следствия создания музея и его место в направленном изменении социокультурного контекста международного взаимодействия. В-третьих, определённую теоретическую значимость имеет попытка моделирования культурных практик музея через обращение к концептам «мифологии» и «мифа», разработанных Роланом Бартом. Такое моделирование позволяет осуществить культурологическую интерпретацию деятельности музея на основе краткого изложения истории Лувра Абу-Даби сквозь призму «Мифологий» Р. Барта. В свою очередь, изучение эволюции культурного дискурса на Ближнем Востоке под влиянием инкорпорации западных культурных практик позволяет поставить вопрос о возможностях и границах использования традиционных культурных символов в качестве элементов «мягкой силы», а также обозначить ограниченный характер использования самой «мягкой силы» как средства символической власти.
Ключевые слова
Об авторе
Д. С. ЛитоваПортугалия
Литова Дарья Сергеевна – магистрант образовательной программы Европейской Комиссии Erasmus Mundus по специальности «Пересечения культурных нарративов». Программа тройного диплома университетов СентЭндрюс (Шотландия), НОВА (Португалия), Перпиньяна (Франция); Университет НОВА в Лиссабоне, Факультет социально-гуманитарных наук
1069-061, Лиссабон, Проспект Berna, 26 C.
Список литературы
1. Light in Architecture and Art. 2001. The Work of Dan Flavin. A Symposium Hosted by the Chinati Foundation, Marfa, Texas, May 5 and 6, 2001; with Lectures by Tiffany Bell, Kurt W. Forster, Michael Govan, Dave Hickey, Steve Morse, Robert Rosenblum, Brydon Smit’. Marfa, Texas : Chinati Foundation. 183 p.
2. Barthes R. 1993. Mythologies. Trans. Annette Lavers. London: Vintage. 158 p.
3. Barthes R. 2014. Mythologies. Paris: Éditions du Seuil. (Imprint 1957). 272 p.
4. Baudrillard J. 2003. The Spirit of Terrorism and Other Essays. Trans. Chris Turner. London: Verso. 105 p.
5. Bohrer F.N. 2003. Orientalism and Visual Culture: Imagining Mesopotamia in Nineteenth CenturyEurope. New York: Cambridge University Press. 398 p.
6. Culler J. 2002. Barthes: A Very Short Introduction. Oxford: OUP. 160 p.
7. Kuklinova I.A. 2013. Louvre of Abu Dhabi: A Universal Museum in the Arabic World. Problems of Museology. № 1. Р. 156-162.
8. Records in Stone : Papers in Memory of Alexander Thom. 1988. Edited by C.L.N. Ruggles. Cambridge : Cambridge University Press. 540 p.
9. Said E.W. 2003. Orientalism. London : Penguin books. 396 p.
Рецензия
Для цитирования:
Литова Д.С. Лувр Абу-Даби или миф о вестернализме. Концепт: философия, религия, культура. 2020;4(1):194-200. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-1-13-194-200
For citation:
Litova D.S. Louvre Abu-Dhabi or the Myth of Westernalism. Concept: philosophy, religion, culture. 2020;4(1):194-200. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-1-13-194-200