Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Эволюция понятия «забота»: культурные смыслы и исторические параллели

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-2-14-17-24

Полный текст:

Аннотация

Философское понятие «забота» в настоящее время вошло в круг понятий, активно обсуждаемых философами разных школ и направлений. Изучение его становления в античной философии и в философии ХХ – начала ХХI вв. позволяет, во-первых, проследить некоторые параллели между двумя периодами развития философской мысли; во-вторых, выявить значительный потенциал данного понятия в обсуждении онтологических, этических и экзистенциальных проблем; в-третьих, выделить комплексную роль связанной с ним терминологии в качестве маркера культурной специфики «жизненного мира», преломленного в понятийном аппарате конкретной эпохи. В конечном итоге, анализ термина «забота» в ретроспективной синхронизации «античности» и «современности» целесообразен не только для более глубокого осмысления разницы в определениях «заботы» с точки зрения различных культурных контекстов. Такой анализ оказывается критически важен для выявления методологического значения данного понятия для современных социальных и гуманитарных наук, поскольку проявляет рамочный характер концептаулизации понятия социальной ответственности. Таким образом, новизна данного исследования состоит прежде всего в определении методологического значения «заботы» в рамках востребованности этого понятия современным педагогическим знанием, а также систематизации различных концептуальных моделей «заботы» в античной и современной философии. Теоретическая значимость такого исследования состоит в возможности сформулировать контекстные определения «заботы», а также установить пропедевтическое значение данного понятия в современных педагогических и воспитательных практиках. Установление культурно детерминированных смыслов «заботы» позволяет сделать вывод о востребованности современной культурой её античных интерпретаций, основанных на трактовке самопознания как востребованной обществом культурной практики.

Об авторе

В. В. Володин
ФГБОУ ВО Благовещенский государственный педагогический университет
Россия

Володин Владимир Владимирович — аспирант, соискатель ученой степени

675000, Благовещенск, ул. Ленина, 104



Список литературы

1. Gilligan C. 1982. In a Different Voice. Psychological Theory and Women’s Development. Cambridge: Harvard University Press. 216 p.

2. Noddings N. 2003. Caring: A Feminine Approach to Ethics and Moral Education. Berkley: Univ. of California press. 220 p.

3. Ruddick S. 1989. Maternal Thinking: Toward a Politics of Peace. Boston: Beacon Press. 291 p.

4. Tronto J.C. 1993. Moral Boundaries. A Political Argument for an Ethic of Care. New York: Routledge. 226 p.

5. Biemel W. 1993. Martin Heidegger mit Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Hamburg: Reinbekbei Hamburg. 179 s. (In German).

6. Аристотель. 2005. Евдемова Этика. Пер. Т.В. Васильевой и др. Москва: ИФ РАН. 448 с.

7. Аристотель. 1983. Сочинения: в 4-х т. Т.4. Пер. Н.В. Брагинской и др. Москва: Мысль. 830 с.

8. Апресян Р.Г. 2008. О праве лгать. Логос: философско-литературный журнал. 5(68). С. 4-18.

9. Артемьева О.В. 2000. Этика заботы: феминистская альтернатива классической философии. Этическая мысль. Вып. 1. Москва: ИФ РАН. С. 195-215.

10. Болотникова Е.Н. 2016. Философские интерпретации концепта «забота»: от «лекарства» в античности до «здорово быть» в современности. Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. № 2. С. 98-103.

11. Волкова С.В. 2017. Dasein, скука, забота в сфере образования. Человек. Культура. Образование. 3 (25). С. 33-49.

12. Дорофеев Д.Ю. 2019. Человеческая идентичность в диалоге Платона «Алкивиад I» (к вопросу об антропологической проблематике в древнегреческой философии). Scholae. № 1. С. 251-268.

13. Кожарова Т.В. 2007. Понятие заботы в творчестве М. Фуко и М. Хайдеггера. Вестник СанктПетербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. Вып. 2. Ч. 1. С. 74-83.

14. Куницин А.Г. 2017. Философия запада через понятие «забота». Вестник Челябинского государственного университета. № 1. С. 70-72.

15. Куницын А.Г. 2019. Этическое измерение «Заботы». Манускрипт. № 6. С. 144-148.

16. Лехциер В.Л. 2005. Забота о себе и проблема философского образования. Идея университета и топос мысли: материалы конференции, посвященной 25-летию кафедры философии гуманитарных факультетов СамГУ. С. 51-65.

17. Лифинцева Т.П. 2015. «Забота» Хайдеггера, «бытие-для-себя» Сартра и буддийская духкха: онтология негативности. Вопросы философии. № 7. 184-203.

18. Малякова Н.С. 2012. Сущностные характеристики феномена заботы в укладе школьной жизни: междисциплинарный аспект анализа. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 148. С. 134-141.

19. Пичугина В.К., Безрогов В.Г. 2015. Образование и забота о себе в эпоху метамодерна. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 3 (38). С. 116-128.

20. Платон. 2016. Диалоги. Пер. В.Н. Карповой. Санкт-Петербург: Азбука. 448 с.

21. Сенека Л. 1986. Нравственные письма к Луцилию. Пер. С. Ошерова. Москва: Художественная литература. 543 с.

22. Фуко М. 2007. Герменевтика субъекта. Пер. А.Г. Погоняйло. Санкт-Петербург: Наука. 677 с.

23. Хайдеггер М. 1993. Бытие и время. Пер. В.В. Бибихина. Москва: Республика. 447 с.

24. Цицерон. 2000. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. Пер. Н.А. Федоровой. Москва: Российский государственный гуманитарный ун-т. 474 с.

25. Эпиктет. 1997. Беседы. Пер. Г.А. Тароняна. Москва: Ладомир. 320 с.


Рецензия

Для цитирования:


Володин В.В. Эволюция понятия «забота»: культурные смыслы и исторические параллели. Концепт: философия, религия, культура. 2020;4(2):17-24. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-2-14-17-24

For citation:


Volodin V.V. Evolution of the concept of care: cultural narratives and historical comparisons. Concept: philosophy, religion, culture. 2020;4(2):17-24. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-2-14-17-24

Просмотров: 541


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)