Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Социальное трансцендирование как концептуальная основа понимания культуры и общества

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-2-14-25-32

Полный текст:

Аннотация

Современные проблемы социогуманитарных наук, среди которых — взаимодействие structure/agency, пути и формы как личностного развития, так и социокультурных изменений, трансформация ценностного статуса социального субъекта, переосмысление его вклада в созидание общества — требуют внесения существенных корректив в терминологическую базу и методологию социогуманитарных исследований. С этой целью в статье рассматривается с отличающейся от общепринятой позиции одно из основных понятий европейской философии — трансцендирование. Оригинальность авторского подхода состоит в социальной трактовке данного понятия и выявления его интегрирующих возможностей по отношению к семантически близким концептам и терминам социальной теории XX – XXI вв. Для достижения поставленных задач проведён компаративисткий анализ понятия социального трансцендирования и понятий креативности действия (Х. Йоас), фабуляции (А.-Т. Тименецки), сигнификации (П. Бергер, Т. Лукман), означения (Дж. Александер), метазыка (Р. Барт), agency (Э. Гидденс и др.). Социальное трансцендирование так же интенционально и креативно, как и человеческое действие. Однако первое, кроме того, интерсубъективно, коммуникативно и телеологично. Как и фабуляция, социальное трансцендирование поднимает человека посредством функционирования многих социокультурных практик над миром обыденности. Однако механизмом такого возвышения в фабуляции выступает художественно-эстетическое переживание, тогда как в социальном трансцендировании задействуются все свойственные человеку интересы: познавательный, этический, религиозный и др. Сигнификация охватывает индивидуально-личностный и знаково-символический аспекты социального трансцендирования, повседневный и внеповседневный его уровни, выступая одним из значимых способов социального трансцендирования. Означение и метаязык также воплощают варианты сигнификативности социального трансцендирования; посредством agensy раскрывается его динамизм. Автор приходит к заключению о том, что родовой концептуально-содержательной основой проанализированных понятий предстаёт социальное трансцендирование, «вбирающее» в себя важнейшие процессы общественного созидания.

Об авторе

Ж. В. Латышева
Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
Россия

Латышева Жанна Вячеславовна — доктор философских наук, доцент, заведующая кафедрой журналистики, рекламы и связей с общественностью, профессор

600000, Владимир, ул. Горького, 87



Список литературы

1. Alexander J.C. 2003. The Meanings of Social Life. A Cultural Sociology. Oxford and New York: Oxford University Press. 296 p.

2. Tymieniecka A.T. 1990. Introduction to Phenomenology of Life and the Human Condition. Logos and Life: Passions of the Soul and Elements in the Onto-Poiesis of Culture. Book 3. Dordrecht; Boston; London: Kluwer Academic Publishers. 141 p.

3. Schütz A. 1984. Strukturen der Lebenswelt. Band 2. Frankfurt am Main: Suhrkamp. 413 s. (In German).

4. Барт Р. 2019. Мифологии. Пер. с фр. С. Зенкина. Москва: Академический проект. 351 с.

5. Барулин В.С. 1994. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. Москва: Онега. 256 с.

6. Бергер П., Лукман Т. 1995. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. Москва: Медиум. 323 с.

7. Горностаева М.В. 2010. Креативность cоциального действия по Х. Йоасу – постулаты и пределы. Cоциологические исследования. № 6. С. 23-26.

8. Кравченко С.А. 2010. Культуральная социология Дж. Александера (генезис, понятия возможности инструментария). Социологические исследования. № 5. С. 13-22.

9. Кучинов А.М. 2015. Современные теории structure-agency и русская социология. Гуманитарные научные исследования. № 4. Ч. 3. URL: http://human.snauka.ru/2015/04/9598 (дата обращения: 02.08.2019).

10. Лосский Н.О. 1991. История русской философии. Пер. с англ. Москва: Советский писатель. 480 с.

11. Понизовкина И.Ф. 2017. Семиолог Р. Барт и социальный миф: современное прочтение. Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. 5 (95). С. 190-197.

12. Розов Н.С. 2017. Концептуализация связи structure/agency. Философия и общество. № 1. С. 29-47.

13. Серто М. де. 2013. Изобретение повседневности. 1. Искусство делать. Пер. с фр. Д. Калугина, Н. Мовниной. Санкт-Петербург: Изд-во Европ. ун-та. 330 с.

14. Чернавин Г.И. 2012. К вопросу о соотношении различных типов телеологии в феноменологии Гуссерля: телеологический аспект перехода к феноменологической установке. Horizon. 1 (2). С. 7-40.


Для цитирования:


Латышева Ж.В. Социальное трансцендирование как концептуальная основа понимания культуры и общества. Концепт: философия, религия, культура. 2020;4(2):25-32. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-2-14-25-32

For citation:


Latysheva Z.V. Social transcending as a conceptual basis for understanding culture and society. Concept: philosophy, religion, culture. 2020;4(2):25-32. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-2-14-25-32

Просмотров: 180


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)