Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Кто убил бедную Лизу? Трансмиссия культуры в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-2-14-126-134

Полный текст:

Аннотация

Обращение к повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» в разветвленном культурно-историческом контексте позволяет поставить вопрос о трансмиссии культуры, её «вертикальном» измерении. Что, в свою очередь, позволяет разграничить героев соответственно их культурным типам: Лиза — человек «почвы», наделена сакральными знаниями предков, Эраст — человек «культуры», оторван от земли. В этой связи оказывается актуальным не столько социальное неравенство героев, на которое обращали внимание исследователи, сколько их разное мировоззрение, отношение к природе, любви и т.д. В этом аспекте актуальны также параллели с русской фольклорной традицией, лирикой, где концепт «любовь» репрезентирован через лексемы «душенька», «душа», «сердце». Именно к этим архаическим знаниям, наследию веков, приобщена главная героиня, Лиза. Отрешение от любви, несчастная любовь в этом аспекте равнозначны потере жизни. Исходя из подобных представлений, поступок Лизы рассматривается под другим углом: смерть — единственно возможный исход для героини, её жизни сердца. В типологическом плане продуктивно обращение к «Опытам» М. Монтеня, к его положениям о сердечной жизни, которая во многом сообразна жизни натуры. Философия Монтеня в то время была хорошо знакома литературной России.

Методологической базой работы выступают структурно-типологический, сравнительно-сопоставительный, системно-комплексный (культурологический) методы исследования, которые позволяют комплексно подойти к анализу художественного текста, показать национальный космос в повести Карамзина. Полученные результаты могут быть интересны как филологам, так и культурологам, также могут быть использованы в курсах по истории русской литературы.

Об авторе

М. А. Дударева
Российский университет дружбы народов
Россия

Дударева Марианна Андреевна — докторант, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка № 2 ФРЯ и ОД

117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6



Список литературы

1. Алексеев М.П. 1982. Английские переводы произведений Карамзина и его современников. Русскоанглийские литературные связи (XVIII – первая половина XIX века). Литературное наследство. Т. 91. Москва: Наука. С. 150-160.

2. Берковский Н.Я. 1975. О мировом значении русской литературы. Ленинград: Наука. 184 с.

3. Бухаркин П. Е. 1999. О «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина (Эраст и проблема типологии литературного героя). XVIII век. Сб. 21. Санкт-Петербург: Наука. С. 318-326.

4. Карамзин Н.М. 1981. Бедная Лиза. Москва: Русский язык. 69 с.

5. Краснова О.Н., Гребнева М.П. 2018. Ключевое слово «сердце» в структуре повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»: текстовые связи с глубинными сторонами индивидуального мира повествователя. Филология и человек. № 4. С. 7-22.

6. Лотман Ю.М. 1997. Об одном читательском восприятии «Бедной Лизы» Н.М. Карамзина (К структуре массового сознания XVIII века). Лотман Ю.М. Карамзин. Санкт-Петербург: Искусство-СПб. С. 616-620.

7. Мальцев Г.И. 1989. Эстетическая специфика формулы и содержание песни: традиция — формула текст. Традиционные формулы русской народной необрядовой лирики. Ленинград: Наука. С. 37-104.

8. Мельник В. И. 2009. Православие и культура: святители Филарет (Дроздов) и Игнатий (Брянчанинов) о художественной литературе. Филаретовский альманах. № 5. С. 151-164.

9. Монтень М. 1991. О том, что нужно владеть своей волей. Об опыте. Опыты: Избранные главы. Москва: Правда. С. 536-622.

10. Мордовцева Т.В. 2003. Идея смерти в культе мертвых. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ. 284 с.

11. Океанский В.П., Океанская Ж.Л. 2018. «Евгений Онегин» в культурно-цивилизационной динамике. Никоновские чтения: сб. науч. ст. по материалам III Всероссийского (с международным участием) культурологического форума «Никоновские чтения» (в память о Заслуженном работнике образования ЧР Г.Л. Никоновой). Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т. С. 169-173.

12. Океанский В.П., Океанская Ж.Л. 2020. «Млечная дорога» — от Пушкина к Бальмонту. Солнечная пряжа: научно-популярный и литературно-художественный альманах. Шуя: Издательство Шуйского филиала ИвГУ. Вып. 14. С. 16-22.

13. Поселенова Е.Ю. 2011. Этическая проблематика «Бедной Лизы» Н. М. Карамзина: к постановке вопроса. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 6 (2). С. 536-540.

14. Проданик Н.В. 2018. Княгиня N в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и «Опыты» М. Монтеня: книжный источник литературного образа. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 3 (20). С. 108-112.

15. Пушкин А.С. 1969. Собр. соч.: в 8 т. Т. 5. Москва: Художественная литература. 318 с.

16. Романова А.Н. 2014. Конструктивные противоречия в образе Татьяны Лариной. Вестник Костромского государственного университета. № 6. С. 153-156.

17. Рубинштейн С.Л. 2016. Бытие и сознание. Санкт-Петербург: Питер. 288 с.

18. Смирнов В.А. 2001. Литература и фольклорная традиция: вопросы поэтики (архетипы «женского начала» в русской литературе XIX – начала XX века): Пушкин. Лермонтов. Достоевский. Бунин. Иваново: Юнона. 234 с.

19. Сотникова С.С., Салтык А.И. 2013. Лексическое выражение концепта «любовь» в русских и английских фольклорных песнях. В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. № 26. С. 65-73.

20. Топоров В.Н. 2006. «Бедная Лиза» Карамзина. Опыт прочтения. Москва: Русский мир; Моск. учеб. 428 с.

21. Фохт Г.П. 1986. Литературные и фольклорные традиции в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Фольклорная традиция в русской литературе: Сборник научных трудов. Волгоград: Волг. гос. пед. ин-т им. А.С. Серафимовича. С. 3-11.

22. Хейстад Уле М. 2009. История сердца в мировой культуре от Античности до современности. Москва: Текст. 317 с.

23. Черепова А.А. 2016. Междисциплинарный подход к определению понятия «культурная трансмиссия». Общество: философия, история, культура. № 8. С. 99-101.

24. Шпенглер О. 2006. Образ души и жизнеощущение. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории: В 2 т. Т. 1. Образ и действительность. Москва: Айрис-пресс. С. 351-435.


Для цитирования:


Дударева М.А. Кто убил бедную Лизу? Трансмиссия культуры в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Концепт: философия, религия, культура. 2020;4(2):126-134. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-2-14-126-134

For citation:


Dudareva M.A. Who killed poor Liza? Cultural transmission in Nikolay Karamzin’s novel Poor Liza. Concept: philosophy, religion, culture. 2020;4(2):126-134. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-2-14-126-134

Просмотров: 279


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)