Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

«Алфавит благочестия» в контексте интертекстуального подхода

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-2-14-144-154

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена методологическим проблемам исследования межтекстуальных связей при изучении первоисточников и находится на пересечении проблемных полей религиоведения, культурологии, филологии и кельтологии. На материале конкретного первоисточника — трактата «Алфавит благочестия», самого раннего из сохранившихся христианских прозаических текстов, написанных на древнеирландском языке, делается попытка найти адекватный методологический подход для выявления и описания межтекстуальных связей. Вкратце разбираются существующие на данный момент гипотезы о том, какие христианские тексты, написанные на латыни, оказали влияние на структуру и содержание данного трактата: П.П. О Нейл — Иоанн Кассиан; Т.О. Кленси и Г. Маркус — Иоанн Кассиан и Василий Великий; А.А. Королёв — Исидор Севильский и Иоанн Кассиан. Высказываются критические замечания касательно методологии выявления вышеуказанных влияний на «Алфавит благочестия», избранной этими исследователями, и использованного ими языка научного описания. В качестве более корректного методологического подхода для маркировки и описания межтекстуальных связей предлагается использовать приёмы, разрабатываемые в рамках теории интертекстуальности. Использование интертекстуального описания в работе с первоисточниками показывается на примере анализа фрагмента «Алфавита благочестия» (§ 8). В результате анализа выдвигается гипотеза о том, что источником влияния, интертекстом, для указанного фрагмента помимо текста Священного Писания служит труд «Беседы на Книгу пророка Иезекииля» папы Григорий I Великого. В качестве дополнительного аргумента в пользу этой гипотезы приводится краткий обзор почитаемости папы Григория I, зафиксированной в ирландской церковной литературе.

Об авторе

М. С. Киселев
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Киселев Михаил Сергеевич — аспирант кафедры философии религии и религиоведения философского факультета

119991, Москва, ГСП-1, Ломоносовский проспект, 27, корп. 4



Список литературы

1. Bejczy I.P. 2011. The cardinal virtues in the Middle Ages: a study in moral thought from the fourth to the fourteenth century. Leiden: Brill. vii + 361 p.

2. Bieler L. 1993. Libri epistolarum sancti Patricii episcopi. Dublin: Royal Irish Academy. 315 p.

3. Brüning G. 1917. Adamnans Vita Columbae und ihre Ableitungen. Zeitschrift für celtische Philologie. 11 (1). S. 213-304. (In German).

4. Carey J. 2000. King of mysteries: Early Irish religious writings. Dublin: Four Courts. 304 p.

5. Christman A.R. 2005. What did Ezekiel see? Christian exegesis of Ezekiel’s vision of the chariot from Irenaus to Gregory the Great. Leiden: Brill. xi + 195 p.

6. Clancy T.O., Márkus G. 1995. Iona: the earliest poetry of a Celtic monastery. Edinburgh: EUP. xi + 271 p. Donkin L. 2018. Roman soil and Roman sound in Irish hagiography. Journal of Medieval History. 44 (3). P. 365-379.

7. Follett W. 2006. Céli Dé in Ireland monastic writing and identity in the early Middle Ages. Studies in Celtic History 23. Woodbridge: The Boydell Press. xii + 253 p.

8. Herbert M. 1989. The Preface to the Amra Choluim Chille. Sagas, Saints and Storytellers. Ed. by D. Ó Corráin et al. Maynooth: An Sagart. P. 67-75.

9. Hull V. 1968. Apgitir Chrábaid: the Alphabet of Piety. Celtica. № 8. P. 44-89.

10. Ireland C. 2015. Some Irish characteristics of the Whitby life of Gregory the Great. Early medieval Ireland and Europe: chronology, contacts, scholarship. A Festschrift for Dáibhí Ó Cróinín. Ed. by P. Moran and I. Warntjes. Turnhout: Brepols. P. 139-178.

11. Liber Ardmachanus: The book of Armagh. 1913. Ed. by J. Gwynn. Dublin: Hodges, Figgis & Co. ccxc + 503 p. Markus R.A. 1997. Gregory the Great and his world. Cambridge: CUP. xxiii + 241 p.

12. Mc Carthy D.P. 2015. The chronology of Saint Columba’s life. Early medieval Ireland and Europe: chronology, contacts, scholarship. A Festschrift for Dáibhí Ó Cróinín. Ed. by P. Moran and I. Warntjes. Turnhout: Brepols. P. 3-32.

13. McGuckin J.A. 2004. The Westminster Handbook to Origen. Louisville: Westminster John Knox Press. 272 p.

14. Moorhead J. 2005. Gregory the Great. Abingdon: Routledge. vii + 177 p.

15. Ó Néill P.P. 1987. The date and authorship of Apgitir Chrábaid: some internal evidence. Irland und Christenheit: Bibelstudien und Mission. Hrsg. P. Ní Chatháin, M. Richter. Stuttgart: Klett-Cotta. P. 203-215.

16. O’Loughlin T. 1994. The Library of Iona in the Late Seventh Century: the evidence from Adomnán’s «de Locis Sanctis». Ériu. Vol. 45. P. 33-52.

17. O’Loughlin T. 1996. The view from Iona: Adomnán’s mental maps. Peritia. No 10. P. 98-122.

18. Origen. 2010. Homilies 1-14 on Ezekiel. Ed. and trans. by T. Scheck. New Jersey, Newman Press. 214 p. Oxford Latin Dictionary (OLD). 1968. Oxford: OUP. xxiii + 2126 p.

19. Piégay-Gros N. 2002. Introduction à l’intertextualité. Paris: Nathan. 186 p. (Russ, ed.: Piégay-Gros N. 2008. Vvedenie v teoriiu intertekstual’nosti. Moscow: Publishing House LKI. 240 p.).

20. Ricci C. 2013. Gregory’s Missions to the Barbarians. A companion to Gregory the Great. Ed. by B. Neil and M. Dal Santo. Leiden-Boston: Brill. P. 29-56.

21. Straw C.E. 1996. Authors of the Middle Ages. Vol. 12. Gregory the Great. Historical and Religious Writers of the Latin West. Aldershot: Ashgate. vi + 66 p.

22. The Irish Liber Hymnorum. Vol. 1. 1898. Ed. by J.H. Bernard, R. Atkinson. London. xxxii + 299 p.

23. The Stowe Missal: MS. D. II. 3 in the library of the Royal Irish Academy, Dublin. Vol. 2. 1915. Ed. G.F. Warner. London, lvii, 45 p.

24. Meyer K. 1901. Mitteilungen aus irischen Handschriften: IV. Aus Harleian 5280. Das Apgitir Crábaid des Colmán maccu Béognae. Zeitschrift für celtische Philologie. № 3. S. 447-455 (In German).

25. Thurneysen R. 1936. Irisches. Altir. ro-geinn «hat Platz». Zeitschrift für Vergleichende Sprachforschung auf dem Gebiete der Indogermanischen Sprachen. 63 (1.2). S. 114-117 (In German).

26. Ambrosius Mediolanensis. 1845. De Abraham [On Abraham]. Patrologiae Latina. T. XIV. Ed. J.-P. Migne. Paris. Col. 417-500. (In Latin).

27. Biblia Sacra iuxta Vulgatam versionem. 1983. [Holy Bible. Vulgate]. 3rd edition. Stuttgart. Available at: https://www.thelatinlibrary.com/bible.html (accessed 24.12.2019) (In Latin).

28. Columbanus. 1863. Epistola I [Letter I]. Patrologiae Latina. T. LXXX. Ed. J.-P. Migne. Paris. Col. 261-264. (In Latin).

29. Gregorius I Magnus. 1849. Homiliae in Ezechielem Prophetam [Homilies on Ezekiel]. Patrologiae Latina. T. LXXVI. Ed. J.-P. Migne. Paris. Col. 781-1072. (In Latin).

30. Hieronymus Stridonensis. 1845. Commentaria in Ezechielem [Commentary on Ezekiel]. Patrologiae Latina. T. XXV. Ed. J.-P. Migne. Paris. Col. 15-490. (In Latin).

31. Ioannes Cassianus. 1846. Vigintiquatuor collationes [Conferences of the Desert Fathers]. Patrologiae Latina. T. XLIX. Ed. J.-P. Migne. Paris. Col. 477-1328. (In Latin).

32. Vita s. Colmani de Land Elo [Life of St. Colman of Lann Elo]. 1965. Vitae sanctorum Hiberniae ex codice olim Salmanticensi nunc Bruxellensi. Ed. by W. W. Heist. Brussels. P. 209-224 (In Latin).

33. Vita sancti Colmani de Land Elo [Life of St. Colman of Lann Elo]. 1910. Vitae sanctorum Hiberniae. Vol. I. Ed. by Ch. Plummer. Oxford: Clarendon Press. P. 258-273 (In Latin).

34. Origenes. 1862. Homiliae in Ezechielem [Homilies on Ezekiel]. Patrologiae Graeca. T. XIII. Ed. J.-P. Migne. Paris. Col. 663-766. (In Old Greek and Latin).

35. Betha Cholmáin Ela [Live of Colman Ela]. 1922. Bethada náem nÉrenn: Lives of Irish saints, 2 vols. Vol. I: Introduction, texts, glossary. Ed. by Ch. Plummer. Oxford: Clarendon Press. P. 168-182 (In Old Irish).

36. Александрова Т.Л. 2012. Предисловие. Амвросий Медиоланский. Собрание творений: на латинском и русском языках. Т. II. Сост. Н.А. Кулькова. Москва: Изд-во ПСТГУ. С. 11-39.

37. Амвросий Медиоланский. 2012. О девстве. Амвросий Медиоланский. Собрание творений: на латинском и русском языках. Т. II. Сост. Н.А. Кулькова. Москва: Изд-во ПСТГУ. С. 266-373.

38. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. 2012. Москва: Российское Библейское Общество. 1377 с.

39. Григорий Двоеслов. 1863. Беседы на книгу св. пророка Иезекииля, в двух книгах. Казань. 712 с.

40. Живлова Н.Ю. 2019. Мир святого Колумбы: Раннесредневековая Ирландия и Британия глазами монахов с острова Иона. Москва: Издательский Дом ЯСК. 432 с.

41. Иероним Стридонский. 1886. Толкования на пророка Иезекииля. Книги 1-8. Творения блаженного Иеронима Стридонского. Ч. 10. (Кн. 17.). Киев. 401 с.

42. Иоанн Кассиан. 1892. Собеседования Египетских подвижников. Писания преподобного отца Иоанна Кассиана Римлянина. Москва. С. 165-633.

43. Калыгин В.П., Королёв А.А. 2006. Введение в кельтскую филологию. Москва: URSS. 272 с.

44. Киселев М.С. 2019. «Алфавит благочестия»: особенности рецепции библейского текста в раннесредневековой Ирландии. Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. № 4. С. 104-112.

45. Королёв А.А. 2017. Прп. Иоанн Кассиан и «доуставное» ирландское монашество. Преподобный Иоанн Кассиан и монашеская традиция христианского Востока и Запада. Москва: Издательский дом «Познание». С. 412-420.

46. Певницкий В.Ф. 1871. Св. Григорий Великий – его проповеди и гомилетические правила. Киев. 339 с.

47. Пьеге-Гро Н. 2008. Введение в теорию интертекстуальности. Москва: Издательство ЛКИ. 240 с.

48. Скурат К.Е., Грацианский М.В., Фокин А.Р., Э.П.С., Лебедев С.Н., Никифорова А.Ю., Заиграйкина С.П. Амвросий, свт., еп. Медиоланский. 2001. Православная энциклопедия. Т. II. Москва: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». С. 119-135.


Для цитирования:


Киселев М.С. «Алфавит благочестия» в контексте интертекстуального подхода. Концепт: философия, религия, культура. 2020;4(2):144-154. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-2-14-144-154

For citation:


Kiselev M.S. Apgitir chrábaid in the context of an intertextual approach. Concept: philosophy, religion, culture. 2020;4(2):144-154. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-2-14-144-154

Просмотров: 220


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)