Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

МЕТАМОРФОЗЫ ЗНАНИЯ В «ОБЩЕСТВЕ ЗНАНИЯ»: НОВЫЕ СТРАТЕГИИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-2-6-33-43

Полный текст:

Аннотация

В конце ХХ в. в социальных науках происходит терминологический сдвиг от «информационного общества» к «обществу знания» («капитализму знаний», «когнитивному капитализму»). В различных концепциях, обсуждающих перспективы развития общества, экономическая структура которого основывается на знаниях, особое внимание уделяется анализу противоречий и рисков. Значительная часть прогнозов перспектив общественного развития подчеркивает беспрецедентность происходящих трансформаций, затрагивающих все сферы социальной жизни. Если вся система общественного развития концентрируется так или иначе вокруг производства и потребления знания, то трансформация традиционных способов оперирования знанием оказывается неизбежной. Концептуализация современного состояния как общества знания означает, прежде всего, переход к новой исследовательской парадигме. В её рамках ключевыми оказываются проблематизации трансформаций тех сфер, которые непосредственным образом связаны с производством и трансляцией знания. В этом контексте просветительская деятельность может рассматриваться как важнейший институт коммуникации науки и общества, исследование которого позволяет выявить изменения способов трансляции знания.

Сложившаяся в Новое время традиционная модель коммуникации науки и общества предполагала заведомо неравный доступ к знанию, его иерархизацию и вертикальную модель взаимодействия просветителей и обывателей. Цифровая революция предоставила человечеству беспрецедентную информационную открытость. В то же время поиск новых стратегий просветительства оказывается необходимым условием развития общества. Стремление приобщить большинство к знанию в современной ситуации означает пробуждение в человеке стремления к осмыслению фактов, явлений, событий, пониманию целостной картины тех или иных экономических, социальных, политических, культурных реалий. В связи с этим формирование критических компетенций, а также обучение методологии исследований оказываются необходимыми элементами новых просветительских практик.

Об авторе

Е. Н. Ищенко
Воронежский государственный университет
Россия

Ищенко Елена Николаевна – д.филос.н., профессор, кафедра онтологии и теории познания, факультет философии и психологии,

394 006 Воронеж, Университетская пл., 1.

Область научных интересов: современная эпистемология, философские проблемы социогуманитарных наук



Список литературы

1. Брайант Леви Р. На пути к окончательному освобождению объекта от субъекта // Логос. 2014. № 4 (100) С. 276-292.

2. Горц А. Нематериальное. Знание, стоимость и капитал. М.: Изд. дом Гос. ун-та Высшей школы экономики, 2010. 208 с.

3. Касавин И.Т. Источники знания: проблема «testimonial knowledge» // Эпистемология и философия науки. 2013. Т. ХХХV. № 1. С. 5-15.

4. Лисович И.И. Скальпель разума и крылья воображения: Научные дискурсы в английской культуре раннего Нового времени. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 440 с.

5. Макаров В.С. Поп-шекспироведение: к постановке проблемы // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 2. С. 216-230.

6. Силантьева М.В. Проблема границ современной науки: культура и дипломатия // Концепт: философия, религия, культура. 2017. № 4. С. 67-77.

7. Стракович Ю. Цифролюция. Что случилось с музыкой в XXI веке. М.: Издательский дом «Классика- XXI», 2014. 352 c.

8. Флиер А.Я. Поп-наука: между познанием и развлечением // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 1. С. 32-44.

9. Хабермас Ю. Техника и наука как идеология. М.: Праксис, 2007. 208 c.

10. Штер Н. Мир из знания // Социологический журнал. 2002. № 2. С. 31-35.

11. Юревич А.В. Поп-психология // Вопросы психологии. 2007. № 1. С. 3-14.

12. Bucchi M., Trench B. Science Communication and Science in Society: A Conceptual Review in Ten Keywords // Tecnoscienza. Italian Journal of Science & Technology Studies. 2016. № 7 (2). P. 151-168.

13. Castelfranchi C. Six critical remarks on science and the construction of knowledge society // Journal of Science Communication. 2007. Vol. 4. № 6. P. 1-3.

14. Fuller S. Society’s Shifting Human-Computer Interface: A Sociology of Knowledge for the Information Age // Information, Communication and Society. 1998. № 1. P. 182-198.

15. Funtowicz S.O., Ravetz J. Science for the post-normal age // Future. 1993. № 3 (7). P. 739-755.

16. Innerarity D. Power and knowledge: The Politics of Knowledge society // European Journal of Social Theory. 2012. Vol. 1. № 16. P. 3-16.

17. Knoblauch H. PowerPoint, Communication and the Knowledge Society. Cambridge, МА: Cambridge University Press, 2013. 265 p.

18. Masuda Y. The Informational Society as Post-Industrial Society. Bethesda, MD: World Future Society, 1981. 171 p.

19. Rogers E.M. Diffusion of Innovations. 5th ed. N.Y.: Free Press, 2003. 576 p.

20. Williams M. Problems of Knowledge: a Critical Introduction to Epistemology. Oxford; N.Y.: Oxford University Press, 2001. 288 p.


Для цитирования:


Ищенко Е.Н. МЕТАМОРФОЗЫ ЗНАНИЯ В «ОБЩЕСТВЕ ЗНАНИЯ»: НОВЫЕ СТРАТЕГИИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА. Концепт: философия, религия, культура. 2018;(2):33-43. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-2-6-33-43

For citation:


Ishchenko E.N. METAMORPHOSES OF KNOWLEDGE IN KNOWLEDGE SOCIETY: NEW ENLIGHTENMENT STRATEGIES. Concept: philosophy, religion, culture. 2018;(2):33-43. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-2-6-33-43

Просмотров: 69


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)