Кризис концепции идентичности в современном левом дискурсе
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-3-15-19-28
Аннотация
В настоящее время в современном левом дискурсе назрел кризис широко распространенной концепции идентичности. Важность этой концепции для левой идеи связана с её неомарксистскими истоками (Франкфуртская школа), а также с тем, что именно Западный леволиберализм является наиболее актуальным её проводником. Представляется, что постмодернистический отказ от деятельностных подходов к формированию как личности, так и сообществ, только усугубляет этот кризис. Использование категории идентичности как «Deus Ex Machina» приводит к девальвации не только понятия класса, но и понятия угнетённости как таковой, а также приводит к смешению понятий прав и привилегий. Вероятная причина такого положения дел состоит в общем кризисе субъекта истории, который сквозь призму левой идеи можно описать как достижение предела родовой идентичности рабочего класса. Вместо праксиса, позволяющего человеку наиболее полным образом прийти к целостности своего бытия, идентичность личности выстраивается на наборе так называемых практик, которые были реконцептуализированы автором статьи с позиции теории идентичности как экономической теории. Под «практиками» понимается эпизодическая активность, лишенная континуальности, главная цель которой — произвести присвоение той или иной идентичности в целях либо повышения индивидом своей рыночной стоимости, либо отвлечения от собственной неприглядной внутренней действительности. Также привлекает внимание изменение отношения левых к власти, её захвату и удержанию, а также сведение всего комплекса политической деятельности к активизму. В качестве примера можно привести идеи Джудит Батлер — яркой представительницы современной континентальной философии, идущей в русле представлений о прекариате как классе, наиболее полным образом отражающем родовую идентичность современного человека, угнетаемого неолиберализмом. Представляется недостаточно состоятельной позиция Батлер, называющей прекариат, прежде всего, «уязвимым» классом, призванным выражать несогласие с действительностью методом «телесного активирования» протеста, который лишь подчёркивает эту уязвимость и может мешать восприятию классом самого себя как субъекта истории.
Об авторе
М. А. РадченкоРоссия
Радченко Мария Алексеевна — аспирантка кафедры философии
119454, Москва, проспект Вернадского, 76
Список литературы
1. Батлер Дж. 2018. Заметки к перформативной теории собрания. Москва: Ад Маргинем. 248 с.
2. Бирюков А.А. 2015. Появление прекариата или возвращение пролетариата? (О книге Гая Стэндинга «Прекариат — новый опасный класс»). Социологические исследования. № 10. С. 158-162
3. Будрайтскис И.Б., Матвеев И.А. 2018. Современная левая мысль: «конкретный анализ конкретной ситуации» и его теоретические основания. Социология власти. 30 (4). С. 8-11.
4. Бузгалин А.В. 2017. Креативная экономика: частная интеллектуальная собственность или собствен-ность каждого на всё? Социологические исследования. № 7. С. 43-53.
5. Бузгалин А.В., Булавка-Бузгалина Л.А., Колганов А.И. 2020. Маркс online: Будущее марксизма и марксизм будущего. Москва: ЛЕНАД. 344 с.
6. Восканян М.В. 2009. Игра в индивидуализированном обществе. Общественные науки и современость. № 2. С. 170-176.
7. Егорова А.Е. 2018. Автобиографический подход Дидье Эрибона в контексте современных дискуссий о классовой идентичности. Социология власти. 30 (4). С. 106-127.
8. Емелин В.А. 2017. Кризис постмодернизма и потеря устойчивой идентичности. Национальный психологический журнал. № 2 (26). С. 5-15.
9. Ильенков Э.В. 1984. Что же такое личность? С чего начинается личность. Москва: Наука. С. 319-358.
10. Кагарлицкий Б.Ю. 2017. Между классом и дискурсом. Левые интеллектуалы на страже капитализма. Москва: Изд. Дом Высшей школы экономики. 280 с.
11. Колганов А.И. 2018. Маркс-XXI: пределы и потенциал социальной философии: Критические ремарки. Вопросы философии. № 6. С. 180-193.
12. Кондрашов П.Н. 2020. Марксова концепция становления целостности человека. Вопросы философии. № 5. С. 36-48.
13. Коряковцев А.А. 2013. Революционность рабочего класса: марксистская теория и современная реальность. Социум и власть. № 4 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/revolyutsionnost-rabochego-klassa-marksistskaya-teoriya-i-sovremennaya-realnost (дата обращения: 30.05.2019).
14. Сигачёв М.И., Слепцов Э.С., Фадеев Э.В. 2020. Новый правый популизм: тенденции и перспективы на примере ряда европейских государств (Италия, Франция, Германия, Австрия). Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 22 (3). С. 458-474.
15. Стэндинг Г. 2014. Прекариат — новый опасный класс. Москва: Ад Маргинем. 328 с.
16. Тощенко Ж.Т. 2015. Прекариат — новый социальный класс. Социологические исследования. № 6. С. 3-13.
17. Фишман Л.Г. 2020. Моральный баланс социального государства и правда леволиберального дискурса. Вопросы философии. № 5. С. 12-24.
18. Чиксентмихайи М. 2013. Поток: Психология оптимального переживания. Москва: Альпина Нон-фикшн. 464 с.
19. Шкарин Д.Л. 2018. Концепт «кризиса идентичности» в современном социально-философском дискурсе: теоретико-методологический аспект. Вестник ЧелГУ. № 5 (415). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/kontsept-krizisa-identichnosti-v-sovremennom-sotsialno-filosofskom-diskurse-teoretiko-metodologicheskiy-aspekt (дата обращения: 19.04.2019).
Рецензия
Для цитирования:
Радченко М.А. Кризис концепции идентичности в современном левом дискурсе. Концепт: философия, религия, культура. 2020;4(3):19-28. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-3-15-19-28
For citation:
Radchenko M.A. The Crisis of the Concept of Identity in Modern Left-Wing Discourse. Concept: philosophy, religion, culture. 2020;4(3):19-28. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-3-15-19-28