«Регулируемая интенциональность» как модель современного образования: философско-культурологический анализ
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-3-15-52-61
Аннотация
Поиск новых образовательных моделей, соответствующих постнеклассическому этапу развития науки, требует учёта ценностно-смысловых контекстов. Актуальность такого подхода основана на осмыслении многоплановости моделей миропонимания. Сравнительно новым решением в этом случае является создание феноменологически наполненной образовательной среды, где центральное место занимает работа с интенциональностью сознания. Интенциональность понимается при этом как движущая сила, обеспечивающая опознание объекта и его удержание во внимании, а также конституирование смыслового целого. Сознавание, или разоблачение иллюзий относительно реальности объекта и его сущностного наполнения, позволяет установить гипотетический характер вариантов понимания интендируемого, и, соответственно, конституирует множество смыслов. В рамках современной системы образования этот процесс может носить характер «регулируемого смыслообразования» и опираться на совокупность сознаваемых и неосознаваемых интенциональных актов. Новизна данного исследования состоит в анализе концептуальной модели феноменологии применительно к задачам постнеклассического образования. Цель исследования — выявить аспекты теории интенциональности, позволяющие адаптировать её в качестве методологической базы современных образовательных технологий. Достижение этой цели предполагает решение таких задач, как 1) систематизация основных подходов к интенциональности в современной философии; 2) определение границ соотнесения ценностей и смыслов при опоре на теорию интенциональности в её историческом развитии; 3) выявление специфики образовательной модели, реализующей ценностно-смысловой подход в условиях глобальных сдвигов современного общественного развития. Теоретическая значимость данного исследования состоит в дополнении имеющихся моделей «интенциональной педагогики» и «регулируемой интенциональности» за счёт более детальной проработки философского содержания понятия «интенциональность».
Об авторе
О. А. МасловецРоссия
Масловец Ольга Александровна — кандидат педагогических наук, и.о. заведующего кафедрой китайского, вьетнамского, тайского и лаосского языков
119454, Москва, проспект Вернадского, 76
Список литературы
1. Агапов О.Д. 2009. Интерпретация как практика автопоэзиса человеческого бытия. Казань: Познание. 247 с.
2. Гусельцева М.С. 2003. Культурно-историческая психология: от классической к постнеклассической картине мира. Вопросы психологии. № 1. С. 99-115.
3. Гуссерль Э. 2009. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. Москва: Академический проект. 489 с.
4. Гуссерль Э. 2008. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. Москва: Академический проект. 801 с. URL: http://rumagic.com/ru_zar/sci_philosophy/gusserl/2/j318.html (дата обращения: 02.08.2020).
5. Гуссерль Э. 2004. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Санкт-Петербург: СПб ун-т. 399 с.
6. Дудко В.В. 2013. Педагогическая интенциональность и её критерии. Мир науки, культуры, образования. №. 5 (42). С. 194-196.
7. Канке В.А. 2008. Основные философские направления и концепции науки. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Логос. 397 с.
8. Конев В.А. 2015. Заметки о методологии современного образования. Вестник Самарского государственного университета. №. 7 (129). С. 179-182.
9. Лиотар Ж.-Ф. 2001. Феноменология. Перевод с французского и послесловие Б.Г. Соколова. Санкт- Петербург: Алетейя. 160 с.
10. Липпс Т. 2006. Пути психологии. Фундаментальная психология у истоков неклассической парадигмы / [Вильгельм Шуппе и др.]; сост., предисл. и заключительная ст. И.В. Журавлева. Москва: URSS: КомКнига. С. 116-144.
11. Мэй Р. 2000. Интенциональность. Судьба и воля: Психология свободы: хрестоматия / сост. К. Сельченок. Москва: Изд-во Харвест. 576 с.
12. Никоненко С.В. 2017. Интенциональность: американская точка зрения. Horizon. Феноменологические исследования. 6 (1). С. 9-44.
13. Перлер Д. 2016. Теории интенциональности в Средние века. Пер. с нем. Г.В. Вдовиной. Москва: Изд. дом «Дело». 470 с.
14. Прохоров А.И. 2016. Понятие интенциональности во втором «Картезианском размышлении» Э. Гуссерля. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. №. 4. С. 125-130.
15. Сартр Ж.-П. 2015. Трансценденция Эго. Набросок феноменологического описания. Москва: ИОИ. 160 с.
16. Свасьян К.А. 2010. Феноменологическое познание: пропедевтика и критика. Москва: Альма Матер: Акад. проект. 206 с.
17. Щедровицкий Г.П. 2004. На Досках. Публичные лекции по философии Г.П. Щедровицкого. Ред. текста, авт. коммент. В.Л. Данилова. Москва: Изд-во Шк. Культур. Политики. 195 с.
18. Эйслер Р. 2006. Сознание и бытие. Фундаментальная психология у истоков неклассической парадигмы / [Вильгельм Шуппе и др.]; сост., предисл. и заключительная ст. И.В. Журавлева. Москва: URSS: КомКнига. С. 145-160.
19. Эпштейн М.Н., Тульчинский Г.Л. 2006. Философия тела. Тело свободы. Санкт-Петербург: Алетейя. 431 с.
Рецензия
Для цитирования:
Масловец О.А. «Регулируемая интенциональность» как модель современного образования: философско-культурологический анализ. Концепт: философия, религия, культура. 2020;4(3):52-61. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-3-15-52-61
For citation:
Maslovets O.A. Regulated intentionality as a Modern Educational Model: Philosophical and Cultural Analysis. Concept: philosophy, religion, culture. 2020;4(3):52-61. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-3-15-52-61