Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Виртуализация религиозного сообщества как ключ к пониманию эволюции социологических концепций религиозности

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-3-15-85-104

Аннотация

Статья посвящена анализу эволюции социологического видения религиозности. Актуальность поднятой темы связана с проблемой демаркации между религиозным и секулярным в позднемодерных обществах. Одним из важнейших измерений последней представляется субъектное измерение, связанное с идентификацией личности как религиозной («верующей») или иррелигиозной («неверующей»). Цель статьи состоит в теоретическом обосновании предметной логики развития научной мысли в её ретро- и перспективе. Социологические подходы к изучению религиозности типологизируются, исходя из взаимосвязанных тенденций исторической эволюции явления и его социально-рефлексивных контекстов, на основе реконструкции неявного знания, лежащего в основе научных концептуализаций явления. Основным трендом современных изменений «религиозного поля» и соответствующей методологической эволюции подходов к измерению религиозности в современной социологии религии представляется виртуализация референтного для верующего религиозного сообщества. Изменения идут в направлении от ситуации реальной группы, в повседневную жизнь которой включён верующий, через «удалённую» группу, от которой он по объективным обстоятельствам изолирован, до виртуальной группы, существующей по большей части или полностью в его «социальном воображаемом». Первой ступени соответствует реально-референтный подход к определению религиозности, отождествляющий религиозность с её «нормативными» поведенческими и ментальными проявлениями, главным образом, в мажоритарных конфессиях. Вторая ступень связана с переходным подходом, для которого характерна универсализация критерия религиозности, нашедшая выражение в формализованных многомерных шкалах измерения её эмпирических манифестаций. Третья ступень виртуализации референтного сообщества предположительно сопряжена с формирующимся виртуально-референтным подходом, когда социальный субъект занимается рефлексивным конструированием своей религиозной идентичности, а социолог, напротив, переориентирует фокус своей исследовательской оптики на отображение неопределённого многообразия её проявлений. Это предполагает отход от методологической категории «степени» религиозности и последовательную деконструкцию априорных синдроматических моделей последней с переходом к стратегии непредвзятого описания её проявлений в ситуационных контекстах.

Об авторе

С. Д. Лебедев
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия

Лебедев Сергей Дмитриевич — кандидат социологических наук, доцент, профессор кафедры социологии и организации работы с молодёжью

308015, Белгород, ул. Победы, 85



Список литературы

1. Андерсон Б. 2016. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. Москва: Кучково поле. 416 с.

2. Белла Р.Н. 1996. Основные этапы эволюции религии в истории общества. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. Москва: Аспект Пресс. С. 665-677.

3. Богачёв М.И. 2015. «А был ли мальчик?» Трансформация формы связи между воцерковленностью и электоральными предпочтениями православных верующих. Научный результат. Серия: Социология и управление. 1 (3). С. 1-23.

4. Богачёв М.И. 2016. К вопросу о формировании интегрального подхода к концептуализации религиозности. Свет Христов просвещает всех: альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. № 18. С. 9-26.

5. Борисова О.Н., Павлюткин И.В. 2019. Вариативность моделей современной городской многодетности: возрождение традиции, новые браки или сетевые эффекты? Мир России. № 4. С. 128-151.

6. Бреская О.Ю. 2011. Изучение религиозности: к необходимости интегрального подхода. Социологические исследования. № 12. С. 77-87.

7. Гидденс Э. 2011. Последствия современности. Москва: Праксис. 752 с.

8. Глаголев В.С. 2013. Герметичность религии как проблема социологического исследования. Социология религии в обществе Позднего Модерна (памяти Ю.Ю. Синелиной): материалы Третьей Международной научной конференции. НИУ «БелГУ», 13 сентября 2013 г. Отв. ред. С.Д. Лебедев. Белгород: ИД «Белгород». С. 77-86.

9. Гришаева Е.И. 2018. Религиозная идентичность как незавершённый проект. Перспективы применения дискурсивных подходов для социологического изучения идентичности в православных приходах. Научный результат. Социология и управление. 4 (1). С. 13-22.

10. Дивисенко К.С., Белов А.Э. 2017. Социальные исследования субъективного благополучия в контексте духовности и религиозности. Социологический журнал. 23 (2). С. 51-73.

11. Донати П. 2019. Реляционная теория общества: Социальная жизнь с точки зрения критического реализма. Москва: Изд-во ПСТГУ. 312 с.

12. Дюркгейм Э. 2018. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии. Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС. 736 с.

13. Задорин И.В., Хомякова А.П. 2019. Религиозная самоидентификация респондентов в массовых опросах: что стоит за декларациями. Полития. № 3 (94). С. 161-184.

14. Каргина И.Г. 2014. Социологические рефлексии современного религиозного плюрализма. Москва: МГИМО – Университет. 278 с.

15. Костылев П.Н. 2014. К критике базовых понятий социологии религии: «религиозность». Социология религии в обществе Позднего Модерна:сборник статей по материалам IV Международной научной конференции. Отв. ред. С.Д. Лебедев. Белгород: Издательский дом «Белгород». С. 63-68.

16. Кублицкая Е.А. 2015. Развитие процесса десекуляризации в регионах России (мониторинговые исследования). Россия: центр и регионы. Вып. 25. С. 153-175.

17. Лопаткин Р.А. 1996. Социологическое изучение религиозной ситуации и государственно-церковных отношений. Государственно-церковные отношения в России: Опыт прошлого и современное состояние. Отв. ред. Ф.Г. Овсиенко, М.И. Одинцов, Н.А. Трофимчук. Москва: Изд-во РАГС. С. 190-223.

18. Луман Н. 2007. Введение в системную теорию. Москва: Логос. 360 с.

19. Маркин К.В. 2018. Между верой и неверием: непрактикующие православные в контексте российской социологии религии. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. № 2. С. 266-282.

20. Мчедлов М.П. 2005. Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России. Москва: Научная книга. 447 с.

21. Писманик М.Г. 2019. Религия в культуре и в гражданском единении. Пермь: Перм. гос. ин-т культуры. 444 с.

22. Пруцкова Е.В. 2012. Операционализация понятия «религиозность» в эмпирических исследованиях. Государство, Религия, Церковь в России и за рубежом. № 2 (30). С. 268-293.

23. Пруцкова Е.В. 2015. Связь религиозности и ценностно-нормативных показателей: фактор религиозной социализации. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. № 3 (59). С. 62-80.

24. Руткевич Е.Д. 2014. «Социология духовности»: проблемы становления. Вестник Института социологии РАН. № 2 (9). С. 36-65.

25. Силантьева М.В. 2013. Метод «включенного наблюдения» как инструмент исследования религиозных процессов в современной России. Социология религии в обществе Позднего Модерна (памяти Ю.Ю. Синелиной): материалы Третьей Международной научной конференции. НИУ «БелГУ», 13 сентября 2013 г. Отв. ред. С.Д. Лебедев. Белгород: ИД «Белгород». С. 184-196.

26. Синелина Ю.Ю. 2011. Циклы секуляризации в истории России. Социологический анализ: конец XYII – начало XXI в. Saarbrücken: LAP Lambert Academia Publishing. 382 с.

27. Смирнов М.Ю. 2015. Возможно ли отказаться от концепта религиозности при исследовании религии? Вестник Русской христианской гуманитарной академии. Т. 16. Вып. 2. C. 145-153. URL: http:// religjourn.ru/nauka/post-227/ (дата обращения: 04.01.16).

28. Сухоруков В.В. 2018. Тесный путь оказался широким. Секуляризация в контексте религиозных изменений современного общества. Сер. «Демография. Социология. Экономика». Под ред. С.Ю. Глазьева, С.В. Рязанцева, Е.А. Кублицкой. Москва: Экон-Информ. С. 144-154.

29. Тейлор Ч. 2017. Секулярный век. Пер. с англ. Москва: ББИ. 997 с.

30. Трофимов С.В. 2019. Светское общество: мажоритарная религия в меньшинстве. Социология религии в обществе позднего модерна. Т.8. С. 69-76.

31. Филатов С.Б., Лункин Р.Н. 2005. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность. Социологические исследования. № 4. С. 35-45.

32. Фолкнер Д., Йонг, де Г. 2011. Религиозность в пяти измерениях: эмпирический анализ. Социологические исследования. № 12. С. 69-76.

33. Хабермас Ю. 2002. Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике? Москва: Издательство «Весь мир». 144 с.

34. Хлопкова О.В. 2020. Трансформация подходов к исследованию религиозности в социальных науках. Человек. Социум. Общество. № 2. С. 122-130.

35. Хубер Ш., Хубер О.В. 2018. Шкала центральности религиозности (CRS). Социология: методология, методы, математическое моделирование. № 47. С. 144-171.

36. Черныш М. 2014. Сетевая среда религиозных исканий. Inter. № 7. С. 85-94.

37. Чеснокова В.Ф. 2005. Тесным путем: Процесс воцерковления населения России в конце XX в. Москва: Академический Проект. 304 с.

38. Эрвьё-Леже Д. 2015. В поисках определенности: парадоксы религиозности в обществах развитого модерна. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 1 (33). С. 254-268.


Рецензия

Для цитирования:


Лебедев С.Д. Виртуализация религиозного сообщества как ключ к пониманию эволюции социологических концепций религиозности. Концепт: философия, религия, культура. 2020;4(3):85-104. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-3-15-85-104

For citation:


Lebedev S.D. Virtualization of Religious Communities as a Key Tool to Understanding the Evolution of Sociological Concepts of Religiosity. Concept: philosophy, religion, culture. 2020;4(3):85-104. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-3-15-85-104

Просмотров: 1360


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)