Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Восприятие православных медиа студентами Санкт-Петербурга: «потерянное поколение или заблудшие овцы»

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-3-15-105-119

Полный текст:

Аннотация

Одной из сторон функционирования процесса медиатизации религии в современном обществе является формирование и распространение православных медиа, а также их взаимодействие с классическими светскими медиа. В условиях современного мира большую роль играет формат подачи контента, динамика его потребления, а первично важным фактором современной медиа сферы становится внимание аудитории. Религия является неотъемлемой частью общественных отношений, которая также подвержена изменениям, связанным с новыми формами передачи информации и общественного взаимодействия, что важно для понимания отношения современной молодёжи и современного студенчества к религии. Методология исследования строится на понимании студенчества как социальной группы, обладающей своими собственными характеристиками и особенностями восприятия религиозных медиа. Проведённый в рамках исследования опрос студентов Санкт-Петербурга показал, что доля респондентов, черпающих информацию о деятельности Русской Православной Церкви именно в православных медиа, незначительна. Основными источниками информации о деятельности Церкви для молодёжи являются федеральные и региональные СМИ. На первый взгляд, эти данные позволяют сделать вывод о том, что студенческая молодёжь является «потерянным поколением» для Русской Православной Церкви. Однако такой взгляд представляется авторам слишком поверхностным и упрощённым. Для более полного анализа в статье приведены результаты массового опроса жителей Санкт-Петербурга, из которого видно, что в целом среди молодёжи самый низкий процент называющих себя православными. Таким образом, очевиден низкий интерес современной студенческой молодёжи к религии, религиозным проблемам и организациям. При этом имеет значение и та информация о деятельности Русской Православной Церкви, которую получает молодёжь из светских медиа. Данные контент-анализа материалов одного из ведущих новостных порталов Санкт-Петербурга показывают, что идёт очень однобокое и слабое освещёние деятельности православной церкви в Санкт-Петербурге. Молодёжь оказывается в ловушке искажённого образа Русской Православной Церкви в светских медиа, но не доверяет религиозным медиа.

Об авторах

Е. В. Родионова
СПбГУ
Россия

Родионова Елизавета Валерьевна — кандидат cоциологических наук, доцент кафедры социологии культуры и коммуникации

199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7/9



В. Д. Коваленко
Центр Этнорелигиозных Исследований
Россия

Коваленко Владимир Дмитриевич — старший аналитик АНО

199178, Санкт-Петербург, Набережная реки Смоленки, 2



Список литературы

1. Астахова Л.С., Бухараев Я.В. 2019. Стратегии воцерковления в современном российском обществе: между социологией и теологией. Традиционные религии за сильную Россию: религия и политика в многополярном мире: коллективная монография. Санкт-Петербург: Центр этнорелигиозных исследований: Любавич. С. 23-50.

2. Бадмацыренов Т.Б, Скворцов М.В., Хандаров Ф.В. 2018. Буддийские цифровые практики трансцендентности: VK-сообщество «Хамбо Лама Даши-Доржо Итигэлов». Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. № 2. С. 309-332.

3. Бодрийяр Ж. 2019. Дух терроризма. Войны в заливе не было: сборник. Москва: Рипол Классик. 224 с.

4. Бурдьё П. 2002. О телевидении и журналистике. Москва: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии. 160 с.

5. Гришаева Е.И., Шумкова В.А. 2018. Традиционалистские православные медиа: структура дискурса и особенности функционирования. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. № 2. С. 291-308.

6. Дивисенко К.С., Дивисенко О.В. 2017. Влияние конфессиональной принадлежности и воцерковлённости на удовлетворённость жизнью верующих. Вестник СПбГУ. Серия: Социология. Т. 10. Вып. 1. С. 99-114.

7. Доброхотова М.А. 2014. Cпецифика православной медиасферы в России в 1990-2000- е гг. на примере печатных периодических изданий. Вестник Пермского университета. Серия: История. Вып. 2 (25). С. 134-142.

8. Емельянов Н.Н. 2018. Парадокс религиозности: откуда берутся верующие? Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. № 2. С. 32-48.

9. Коваленко В.Д. 2019. День Победы и православная пасха: отражение праздников в медиа властных органов. Управленческое консультирование. № 12 (132). С. 182-190.

10. Лакофф Дж., Джонсон М. 2004. Метафоры, которыми мы живём. Москва: Едиториал УРСС. 252 с.

11. Лакофф Дж. 2004. Женщины, огонь и другие опасные вещи: что категории языка говорят нам о мышлении? Москва: Языки славянской культуры. 792 с.

12. Лебедев С.Д., Склярова В.А. 2019. Социальный запрос на знание о религии в современном российском обществе в оценках экспертов. Научный результат. Социология и управление. 5 (2). С. 25-36.

13. Маракасова А., Чудова И.А. 2015. Апелляция к массам: анализ дискурса новостей. Современныйдискурс-анализ. № 2 (13). С. 31-48.

14. Островская Е.А. 2018. Российская социология религии: религия общества (вступительная статья приглашенного редактора). Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. № 2. С. 1-31.

15. Родионова Е.В. 2018. Конфликтогенный потенциал религиозных установок жителей мегаполиса: по материалам исследования в Санкт-Петербурге. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. №2. С. 209-224.

16. Родионова Е.В. 2019. Религиозность в Санкт-Петербурге: социологический срез. Традиционные религии за сильную Россию: религия и политика в многополярном мире: коллективная монография. Санкт-Петербург: Центр этнорелигиозных исследований: Любавич. С. 50-67.

17. Российский статистический ежегодник. 2018. Стат.сб. / Росстат. - Р76. Москва. 694 с.


Для цитирования:


Родионова Е.В., Коваленко В.Д. Восприятие православных медиа студентами Санкт-Петербурга: «потерянное поколение или заблудшие овцы». Концепт: философия, религия, культура. 2020;4(3):105-119. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-3-15-105-119

For citation:


Rodionova E.V., Kovalenko V.D. The Orthodox Media Perception of the Saint Petersburg Students: a Lost Generation or a Lost Sheep. Concept: philosophy, religion, culture. 2020;4(3):105-119. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-3-15-105-119

Просмотров: 387


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)