Счастливое число в Китае и Японии
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-3-15-137-148
Аннотация
Формирование и функционирование символического и разных видов нематематического значения числа является важным аспектом как лингвокультурологической, так и аксиологической парадигмы в странах Дальневосточного региона. Актуальность темы определяется вниманием лингвистов к словам и фразеологизмам с компонентом-цифрой и неразработанностью подходов к изучению образной системы и национально-культурной специфики использования числительных. Новизна данного исследования состоит в дифференцированном рассмотрении семантики и нематематических функций элементов числового ряда в зависимости от того, чем эта семантика определяется. Анализируется новое восприятие сложившейся мифопоэтической традиции, берущей своё начало в космогонических и религиозных мифах, и цитировании содержащих имена чисел высказываниях, почитаемых на Востоке древ- них мудрецов. Авторы обращают внимание на восприятие числа как некоего графического образа и анализируют ассоциативный перенос значения, источником чего служат характерные для китайского языка явления омонимии и омофонии, обусловленные спецификой фонетических систем этого языка и его различных диалектов. Отмечается способность числа выступать в роли своеобразного классификатора, универсального кода для некоего ряда объектов. В статье рассматриваются некоторые семантические характеристики слов и фразеологизмов, компонентом которых является число, анализируется влияние фонетических особенностей числительных на формирование их оценочных значений. Исследование феномена числовых стереотипов и цифровой символики с точки зрения их экстралингвистического значения позволяет рассмотреть вопросы, относящиеся к взаимоотношению языка и культуры, приблизиться к возможности понимания процессов мышления и представленности в лексике абстрактных когнитивных моделей.
Ключевые слова
Об авторах
Т. М. ГуревичРоссия
Гуревич Татьяна Михайловна — доктор культурологии, кандидат филологических наук, профессор кафедры японского, корейского, индонезийского и монгольского языков
119454, Москва, проспект Вернадского, 76
А. А. Войцехович
Россия
Войцехович Анастасия Александровна — старший преподаватель кафедры китайского, вьетнамского, тайского и лаосского языков
119454, Москва, проспект Вернадского, 76
Список литературы
1. Алпатов В.М. 2008. Япония: Язык и культура. Москва: Языки славянской культуры. 208 с.
2. Арутюнова Н.Д. 2005. Проблема числа. Логический анализ языка. Квантификативный аспект языка. Москва: Индрик. С. 5-21.
3. Войцехович А.А. 2019. Китай: любовь в цифрах и не только. Азия и Африка сегодня. № 2. С. 74-77.
4. Гуревич Т.М. 2009. Японские нумерологические стереотипы как переводческая проблема. Наука о переводе сегодня: Перевод и смысл. Материалы II междунар. научной конф. Москва: Высшая школа перевода МГУ. С. 93-96.
5. Древнекитайская философия. 1973. Т. 2. Москва: Мысль. 383 с.
6. Кобзев А.И. 1993. Учение о символах и числах в классической китайской философии. Москва: Наука. 432 с.
7. Ли Сюэянь. 2006. Лингвокультурологический анализ числительных в русском и китайском языках. Вестник Московского Университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. № 2. С. 98-103.
8. Ларионова М.В. 2013. «Язык чисел»: цифры не лгут, но верить им нельзя. Ибероамериканские тетради. №1. С. 553-563.
9. Судзуки Д.Т. 2003. Дзэн и японская культура. Санкт-Петербург: Наука. 522 с.
10. Тань Аошуан. 2004. Китайская картина мира. Москва: Языки славянской культуры. 231 с.
11. Торчинов Е.А. 2007. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. Санкт-Петербург: Азбука-классика. 474 с.
12. Хуан Цинхуа. 2010. Симпатия и антипатия к числам в русской и китайской культурах. Вестник МГОУ. Серия: Лингвистика. № 3. С. 138-144.
Рецензия
Для цитирования:
Гуревич Т.М., Войцехович А.А. Счастливое число в Китае и Японии. Концепт: философия, религия, культура. 2020;4(3):137-148. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-3-15-137-148
For citation:
Gurevich T.M., Voytsekhovich A.A. Happy Numbers in China and Japan. Concept: philosophy, religion, culture. 2020;4(3):137-148. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-3-15-137-148