Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Современная церковная архитектура как межкультурное пространство эстетической и нравственной коммуникации

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-3-15-149-157

Полный текст:

Аннотация

Сегодня многие архитекторы и теологи работают над обеспечением функциональной пригодности храма как места собрания общины с учётом новых подходов к решению ряда комплексных задач. Культурные, эстетические и нравственные аспекты этих решений рассматривают церковное пространство в качестве важного звена, развивающего способности своих посетителей помнить, сострадать, укрываться от сил, отводящих от религиозной сосредоточенности и т.д. Особенно интересен в данной связи опыт Германии. В статье рассматриваются концепции трёх современных теологов: Томаса Эрне, Берта Далеманса, Сигурда Бергмана. Согласно концепции Эрне, церкви в наше время становятся прежде всего пространством самотрансцендентности, они открыты для различных социальных и эстетических интерпретаций бесконечного. Далеманс, различая три измерения церковного строения — синестетическое, керигматическое и евхаристическое, — формулирует понятие теотопии, или невербальной теологии архитектуры. Бергман рассматривает сакральное пространство как место, развивающее критические способности человека. Параллельно теологической рефлексии архитекторы ищут решения, раскрывающие трансцендентное измерение сакрального пространства. Новые подходы можно обнаружить в часовне примирения в Берлине (2000), часовне брата Клауса в Вахендорфе (2007), церкви на автомагистрали в Вильнсдорфе (2009-2013). Проекты церквей продолжают занимать важное место в творчестве архитекторов, поскольку они дают возможность образными средствами передать ощущение «невыразимого», и в то же время не оставить без внимания внутренний мир людей, которые будут эти церкви посещать. Конструируется пространство, обращенное к человеку во всей сложности и противоречивости его жизненных измерений. Тем самым (несмотря на тенденции секуляризации) сохраняется социально-примирительная значимость церквей, где сакральное пространство — это прежде всего, пространство диалога представителей разных культур; пространство коммуникации, как религиозной, так и не в меньшей степени эстетической и нравственной.

Об авторе

В. В. Барашков
Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
Россия

Барашков Виктор Владимирович — кандидат философских наук, доцент кафедры философии и религиоведения Гуманитарного института

600000, Владимир, ул. Горького, 87



Список литературы

1. Барашков В.В. 2018. Образно-эстетические традиции и инновации в современной западноевропейской христианской церковной архитектуре. Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». Т. 23. С. 137-145.

2. Бергман С. 1999. Дух, освобождающий природу: пер. с нем. Архангельск: Изд-во ПГУ имени М.В. Ломоносова. 538 c.

3. Быстрова Т.Ю. 2009. Петер Цумтор: Часовня св. Бенедикта в Зумвитге. Академический вестник УРАЛНИИПРОЕКТ РАСН. № 3. С. 58-66.

4. Глаголев В.С. 2012. Смысл образа и образ смысла — двуединая задача религиозно-эстетической проблематики. Религиозность: личность перед вызовами бытия. Материалы международных научных конференций. Т. 21. Владимир: Изд-во ВлГУ. С. 267-275.

5. Дуцев М.В. 2017. Художественное измерение среды: город как посредник. Современная архитектура мира: вып. 9. Москва: Нестор-История. С. 9-34.

6. Камышанов К., свящ. 2019. Архитектор Андрей Анисимов: дух истории и предвидение будущего. К 30-летию творческой деятельности. Дары. Альманах современной христианской культуры. С. 104-114.

7. Кильдяшова Т.А., Ившина О.С. 2016. Современная христианская храмовая архитектура как пространство диалога религии и искусства. Академическое исследование и концептуализация религии в XXI веке: традиции и новые вызовы: сб. материалов Третьего конгр. рос. исследователей религии (7- 9.10.2016, Владимир, ВлГУ). В 6 т. Т. 6. Владимир: ВлГУ. С. 231-246.

8. Крейдун Ю.А., прот.; Лидов А.М. 2018. Святая Земля в пространстве храма. Новая церковь Святых Вифлеемских младенцев в Барнауле. Москва-Барнаул: Изд-во «Алтайский дом печати». 112 с.

9. Лефевр А. 2015. Производство пространства: пер. с фр. Москва: Strelka Press. 432 с.

10. Макарова А. 2018. Церковная архитектура Франции. Поиски XX века. Дары. Альманах современной христианской культуры. С. 100-117.

11. Невлютов М.Р. 2018. Ритуальные истоки архитектуры. Современная архитектура мира: вып. 11. С. 229-241.

12. Супрыгина Г.Г. 2008. Еврейский музей в Берлине. Вестник Томского государственного университета. Сер. История. 2 (3). С. 69-84.

13. Швидковский Д.О. 2017. Масштаб человеческого и «нечеловеческого» в современной архитектуре. Антропология искусства. Язык искусства и мера человеческого в меняющемся мире. Москва: ИНДР.


Для цитирования:


Барашков В.В. Современная церковная архитектура как межкультурное пространство эстетической и нравственной коммуникации. Концепт: философия, религия, культура. 2020;4(3):149-157. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-3-15-149-157

For citation:


Barashkov V.V. Modern Church Architecture as an Intercultural Space of Aesthetic and Moral Communication. Concept: philosophy, religion, culture. 2020;4(3):149-157. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-3-15-149-157

Просмотров: 127


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)