Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Творчество А.А. Дейнеки в контексте стиля ар деко

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-3-15-168-175

Аннотация

Александр Дейнека — художник, без рассмотрения творчества которого невозможно анализировать советскую живопись. Дейнека проявил себя как живописец, график, мастер-монументалист, скульптор. При этом, его ранние работы тяготеют к авангарду, а творчество зрелого периода чаще рассматривается в качестве примера социалистического реализма. Цель данной статьи состоит в выявлении стилевых особенностей ар деко в творчестве А.А. Дейнеки, обосновании связи его произведений с западноевропейским искусством 1930-х гг., попытке выделить основные линии этого взаимодействия. Обобщённость художественного языка — силуэтность изображений, геометризм форм, пространство, тяготеющее к плоскостности, колористическое разнообразие, специфические сюжетные и тематические линии в творчестве — те черты, которые представляются важными для сближения искусства советского художника с центральными представителями стиля ар деко. В этом отношении ключевым событием является творческая командировка художника в США, Францию и Италию, состоявшаяся в 1935 г. «Стиль небоскребов», то есть американский вариант ар деко, произвёл сильное впечатление на художника, повлиял на серию картин и зарисовок, среди которых «Нью-Йорк. Центральный парк», «Дорога в Маунт-Вернон», «Негритянский концерт», «Бейсбол», «Скука». В 1938 г. началась работа Дейнеки над декоративным оформлением станции метро «Маяковская». Замысел состоял в создании серии мозаичных плафонов, на которых демонстрировалась трудовая жизнь советских граждан. Работа над плафонами «Сутки Страны Советов» также может быть соотнесена с международным контекстом искусства межвоенного периода. Неслучайно, год спустя эта работа получила Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

Об авторе

А. С. Добрыднева
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Добрыднева Анастасия Сергеевна — аспирант

119991, Москва, Ленинские горы, 1



Список литературы

1. Дейнека А.А. 1974. Жизнь, искусство, время. Ленинград: Художник РСФСР. 342 с.

2. Кравец С.М. 1939. Архитектура метрополитена им. Л.М. Кагановича. Москва: Издательство Всесоюзной академии архитектуры. 43 с.

3. Малинина Т.Г. 2005. Формула стиля. Ар Деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции. Москва: Пинакотека. 304 с.

4. Морозов А.И. 1995. Конец утопии. Из истории искусства в СССР 1930-х гг. Москва: Галарт. 288 с.

5. Ненарокомова И.С. 1987. «Люблю большие планы». Художник Александр Дейнека. Москва: Советский художник. 208 с.

6. Селиванова А.Н. 2019. Постконструктивизм. Власть и архитектура в 1930-е гг. в СССР. Москва: БуксМАрт. 320 с.

7. Сысоев В.П. 2010. Александр Дейнека 1889-1969. Москва: Арт-родник. 96 с.

8. Турчин В.С. 1993. По лабиринтам авангарда. Москва: Издательство МГУ. 248 с.

9. Хайт В.Л., Нащокина М.В. 2000. Взаимодействие авангарда и ар деко в мировом процессе развития стиля. Русскийавангард 1910-1920-х гг. в европейском контексте. Москва: Наука. С. 195-204.

10. Хилльер Б. Эскритт С. 2005. Стиль ар деко. Пер. с англ. В.И. Самошкина. Москва: Искусство. 240 с.


Рецензия

Для цитирования:


Добрыднева А.С. Творчество А.А. Дейнеки в контексте стиля ар деко. Концепт: философия, религия, культура. 2020;4(3):168-175. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-3-15-168-175

For citation:


Dobrydneva A.S. Aleksandr Deineka’s Works in the Context of the Art Deco Style. Concept: philosophy, religion, culture. 2020;4(3):168-175. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-3-15-168-175

Просмотров: 1085


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)